Древний период истории Верхневолжья

История Верховья Волги и озера Селигер уходит в глубину веков. По свидетельству археологов, появление здесь человека относится к периоду неолита. Поселения этого времени представляли, как правило, стоянки, располагавшиеся на равнинах, неподалеку от мест впадения рек в озера. Главным занятием жителей была рыбная ловля, охота, гончарный промысел.

Второй период освоения Верхневолжья археологи считают финно-угорским, когда здесь проживали племена весь и меря (III-V века н.э.). Их поселения располагались на возвышенностях; финно-угоские племена уже умели производить железо, занимались ремеслом, был развит ювелирный промысел; ими освоено земледелие, но основным занятием оставалось рыболовство. Меря и весь вели активную торговлю с Западом и Востоком; на восточном направлении основная торговля велась с волжскими татарами, которые продавали драгоценные камни, ожерелья, бисер и многое другое. С запада норманы доставляли янтарь, бронзовые пряжки, железо и т.п. Меря и весь продавали шкуры зверей, воск, льняное полотно.

Третий этап древнейшего периода Верхневолжья-VI-X века. Это время появления здесь славян. Славянская колонизация велась племенами кривичей, пришедших со стороны смоленских земель, славянами ильменскими (или новгородскими). В лесах Селигера и истока Волги проживали и другие славянские племена: Радимичи, северяне, вятичи. Славяне вытеснили с побережий рек и озер финно-угорские племена; они уходили в леса, часто ассимилировали со славянами; поэтому коренные жители представляют смешанное славяно-балто-финское население. VI-X столетия у славян считаются последним периодом первобытного строя, эпохой военной демократии.

В IX веке на славянские племена нападали завоеватели из Швеции — норманны; это были викинги, воины-мореплаватели, купцы, бродяги, от чьих пиратских набегов пострадали города на побережье Ирландии, Франции, Италии, Испании, Северной Африки. Славянские племена вели междуусобные войны, которые прекратились только тогда, когда после образования союза трех славянских племен во главе стал варяжский князь Рюрик. как отмечают археологи, в это время европейские северо-западные племена, в том числе и кривичи, испытывали кризис экологический, экономический и политический, который завершился образованием Новгородской федерации племен, ставших основой Новгородской боярской республики.

Во второй половине IX-XIV столетий земля Верхней Волги и частично озера Селигер входила в состав Новгорода; граница с другими удельными русскими княжествами постоянно менялась: южная часть принадлежала князьям Залесским (так называли князей московских и владимиро-суздальских); определенное влияние имело Смоленское княжество. В Уставной грамоте 1150 года смоленский князь Ростислав Мстиславович, перечисляя все ему принадлежавшие города, погосты и села, отмечал три города в районе озера Селигер: Ження Великая, Жабачев и Хотошин.
Особенность географического положения Верхневолжских земель, по которым пролегал древний торговый путь из варяг в греки, определила историческую судьбу этого озерного края. По свидетельству Воскресенской летописи, киевский князь Владимир, утверждая на Руси христианство, крестил «весь», а также » земли мерскую и кривическую». Принятие христианства в Верхневолжье одновременно с древним центром Руси (Киевом) имело большое значение, поскольку духовные традиции являлись определяющими во всех сферах жизни.

К X веку постепенно сглаживаются различия между отдельными племенами и происходит образование славяно-русской народности.

В судьбе Верхневолжья исключительное значение имел торговый путь, так называемый Селигерский. Это была большая торговая дорога из Великого Новгорода на Волгу. С севера вывозили мед, воск, лен, меха, оружие, сукно, ювелирные изделия; ввозили восточные украшения, вина, пряности, дорогие византийские ткани. Первое письменное упоминание о Селигере относится к 80-м годам XI века. Это берестяная грамота (№526), найденная Новгородской археологической экспедицией. Селигер упоминается также в древних письменных источниках в 1199 году, когда новгородское посольство едет «Серегерским путем» просить на княжение в Новгород одного из сыновей князя Всеволода Большое Гнездо; затем упоминается в 1216, 1229 и в 1237-1238 годах.

По Селигеру было два пути: один из Новгорода проходил по озеру Ильмень, потом по рекам Пола, Явонь до озера Велье, по которому волоком добирались до Селигера к погосту Полново, отсюда-уже свободный путь на Волгу. Второй путь был более древний, проходил по реке Пола до ее притока реки Щебериха. У устья реки Циновли начинался волок к Щеберихе, потом-короткий волок к Селигеру, к Березовскому городищу. Для прохода через волоки для небольших судов и лодок применяли катки. Позднее, когда с развитием торговли увеличились перевозки грузов, лодки через волок не перетаскивались, перевозили только груз. У волока товар выгружался, а суда отправлялись обратно, забирая попутный груз. Большое значение в древности имел также сухопутный тракт на Демьянск-три дороги-Старорусская, Холмская, Яжелбицкая, которые соединялись между собой.

В XI-XII веках в районе озера Селигер и истока Волги возникло более двадцати укрепленных славянских городов-крепостей: Кличен, Молвятицы, Увицы, Городец, Березовец и другие. Редко было спокойно в этом лесном и озерном крае. В 1225-1227, 1245, 1258 годах на его жителей совершали набеги литовцы.

В XIII-XIV веках здесь появилось множество литовских городов: Вселук, Осечен, Туд, Горышин, Сижка, Рясна. О них сейчас напоминают села того же названия. Литва захватывала западные и южные земли Верхневолжья. Северная часть-Березовец, Лопастицы, Стерж, Глубокое оставались во владении Новгорода, но должны были платить дань Литве.
Тревожные испытания выпали на длю русского народа во время татаро-монгольского нашествия. Золотоордынское иго довлело над Русью около двух с половиной столетий. Непокоренными оставался только Север, Новгородская боярская республика. Это обстоятельство имеет особое значение для истории русской культуры: здесь свободно развивались традиции искусства, сохранились его ценнейшие памятники. Хан Батый, покоривший почти все русские княжества, шел на богатую северную столицу-Новгород. В 1238 году летописец записал: «Взяца град Торжок и изсекоша всех марта в 15 день, тогда же гнащася от Торжку Серегерским путем, даже до Игнача Креста, секуще людей, яко траву, и точно за сто верст на Великого Новагорода не дойдоша». Батый, застигнутый весенней распутицей на Селигере, повернул на юг к Козельску. Но до сего времени в памяти народной живут события кровавого нашествия, хранятся они в названии мест: Татары, Малне, Пустынка, Кравотынь.

История всегда имеет свои тайны. Одной из них остается так называемый Игнач крест. Летописец точно указал путь войск Батыя на Новгород, расстояние и место, откуда татары повернули на юг-Игнач крест. Но окончательно сказать, что же такое Игнач крест, историки не могут. Некоторые исследователи полагают, что это место-село Игнашово Березовской волости (ныне Осташковского района). Другие считают, что летописец указал на перекресток дорог или водных путей. Третьи утверждают, что найденный на кладбище деревни Петровщина Осташковского района древний, почти ушедший в землю гранитный крест является таинственным Игнач крестом. А некоторые краеведы высказывают предположение, что Игнач крест находится в реке Щеберихе, неподалеку от деревни Игнашовки и имеет местное название «Евангельский камень».

Со времени московского князя Ивана Калиты Москва начала распространять свое влияние на Верхневолжье. Иван Данилович Калита, а затем его внук-великий московский князь, прославленный Русской Православной Церковью как святой благоверный князь Дмитрий Донской, вели борьбу с Литвой. К концу XIV-началу XV столетия города Сижка, Вселук, Горышин уже принадлежали Москве.

Изучение Новгородских писцовых книг позволяет сказатьЮ что к концу XIV столетия земли Верхневолжья были густо заселены. Большая часть северо-западной территории находилась во владении новгородского Аркажского монастыря, восточное побережье озера Селигер принадлежало Новгородской Софии, новгородскому епископу. Многими землями владел новгородский посадник, их называли «боярщиной». Укрепленным центром новгородских земель на севере был город Березовец, ему противостоял город Кличен в южной части Селигера.
В Верхневолжье борьба шла не только с иноземцами, но и между непокорным вольным Новгородом и Москвой. Оплотом московских князей в этих землях явился укрепленный город Кличен, располагавшийся на третьем по величине острове озера Селигер. В период феодальной раздробленности Руси отношения Москвы и Новгорода всегда были сложными; поэтому из-за северной московской крепости Кличен часто возникали раздоры. Так случилось и в 1393 году, когда новгородская дружина разорила и стерла с лица земли Кличен. Летописец так описал это событие: «Новгородская охочая рать выехала на княжи волости воевать, а с ними два князя Роман Литовский и Константин Иванович Белозерский и воеводы Новгородские и взяца Кличен городок».

XIV век-особое время в истории Руси. То была эпоха героическая: 1380 год-Куликовская битва и первая победа русских над татаро-монголами, подъем национального самосознания народа, расцвет художественного творчества. Эпоха выдающегося иконописца святого преподобного Андрея Рублева, святителя Алксия, митрополита Московского, благоверного князя Дмитрия Донского и «устроителя, собирателя» Русских Земель преподобного Сергия Радонежского, основателя духовного центра отечества-Троице-Сергиевой Лавры. Это время великих духовных и нравственных подвигов тверских святых-князей Михаила Ярославича, Александра Михайловича и его сына Федора, благоверной княгини Анны Кашинской, супруги тверского князя Михаила Ярославича. Все они явились великими созидателями Отечества, праведниками, наставниками жителей Волговерховья.

(по материалам книги Т.В.Барсегян «Земля истока»)

Ваш отзыв

Обсуждение закрыто.