Дворянские усадьбы Верхневолжья

Дворянские усадьбы Верхневолжья

Дворянская усадьба в Новых Ельцах Осташковского района

В Верхневолжье, как и по всей центральной России, в XVIII столетии появились богатые загопродные дворянские усадьбы. Это был особо устроенный мир и особая элитарная культура. Усадьбы оказали большое влияние как на облик провинциального города, так и на окрестные крестьянские села и деревни. В Верхневолжье в XVIII веке самой богатой и пышной усадьбой были Новые Ельцы, находившиеся на западном побережье озера Селигер. Она принадлежала Тверским помещикам Толстым. В XVII столетии большая часть западных и северо-западных земель Селигера также принадлежала им. Толстые владели усадьбами в Новых Ельцах и Бухвостове, деревнями Гуща, Ялохово, Выворота, Ухадолье, Заборки, Вятцы, Хаврики и многими другими. Тверские помещики Толстые являлись дальней ветвью известного рода графов Толстых. В XVII веке предки осташковских помещиков Толстых были ржевскими стольниками, тогда же получили земли на Селигере. Эта ветвь Толстых оставалась малоизвестной, хотя некоторые из них имели генеральские чины, были уездными предводителями дворянства.

«Русское дворянство никогда не составляло особой касты, оно не было самостоятельным, не выводило свою власть от Божьей милости, не имело прав; права его нам дарованы и недавно,- писал И.С.Тургенев.-Укрепленных замков оно не имело ни в каком смысле, ни в физическом, ни в нравственном; оно не имело власти, оно служило ей.

…Они служили не одному царю, они служили близкому делу и устроению, потому что сам царь сливался с земским делом и скупал землю. Оттого-то наше дворянство никогда не вступало и не могло вступать в борьбу с правительством. Русским царям никогда не приходилось, подобно королям на западе, искать точку опоры в сословии городском и сельском,-не приходилось прибегать к одному звену, сочлененному государству, для удержания в равновесии другого звена; Россия …представлялась государством, расширенным до семейственного государства, в ней не было отдельных звеньев.

…На Западе землею владели по праву завоевания бароны, рыцари, и сам король владел землею как первый и славный из них по тому же праву; в России всей землей владел царь как вотчиной, как наследством, перешедшим к нему от отцов и дедов, а под ним сидели на земле дворяне наравне с крестьянами, одни в силу жалований-не завоевания, другие опять-таки не в силу покоряющего меча, а в силу распахивающего плуга. Служба, служение земле, царю, как центральной точке, к которой тяготела и земля, вот то коренное начало, которое лежит в основании всему учреждению русского дворянства, которое дает ему особое значение и смысл. Дворянин служил за жалованье и получал жалованье за службу. И другие сословия служили, но вслед за дворянином; дворянин первый слуга…

В имении Толстых Новые Ельцы в 1791 году родился будущий поэт Яков Николаевич Толстой, в молодости один из близких друзей А.С.Пушкина. Почти двадцать лет своей жизни он провел в родном имении. С началом Отечественной войны 1812 года вступил в армию, был участником многих сражений и награжден орденом Святого Владимира с лентой.
После похода на Париж служил в Павловском гвардейском полку, а затем при Генеральном штабе. В те годы на заседании знаменитого литературно-политического петербургского кружка «Зеленая лампа» произошло знакомство Я.Н.Толстого с Александром Сергеевичем Пушкиным.

Я.Н.Толстой являлся членом Союза Благоденствия, тайной организации декабристов, но во время восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади он находился во Франции, это спасло его от ссылки и каторги, но навсегда отлучило от Родины. Умер он в Париже в 1867 году. Такова судьба одного из представителей древнего и большого рода.

Зима в Новых Ельцах Осташковского района

Зима в Новых Ельцах

До наших дней сохранился главный усадебный дом и несколько добротных хозяйственных строений. Дом возведен в начале XIX века в стиле классицизма. Центральная трехэтажная часть крытыми переходами соединена с боковыми двухэтажными флигелями. Центр главного здания выделен пилястрами, объединяющими два верхних этажа, вверху высокий треугольный фронтон. С пилястрами ритмично увязана аркада крытых переходов. С парковой стороны фасад дома выделен пятью полуротондами, между которыми устроены неблоьшие ниши, в которых, вероятно, ранее стояла скульптура и декоративные вазы.

В этом усадебном доме когда-то стояла богатая мебель, были бронзовые светильники, высокие зеркала, изящные фарфоровые статуэтки. Скорее всего, Толстые, как и большинство владельцев усадеб, имели склонность к коллекционированию. В то время собирали картины, минералы, гербарии, старинное оружие, скульптуру.

В усадебном доме, несомненно, была библиотека. Книги размещали в кабинете хозяина или в какой-либо отдельной комнате. Библиотека не сохранилась, но известно, что «в каждой помещичьей библиотеке Расин и Корнель, Мольер, Буало и Фенелон, энциклопедисты Дидро, Монтескье, Дюваль, Лафонтен, Жан-Жак Руссо и, конечно, неизбежный Вольтер составляли обязательное наполнение шкафов. А рядом с этими авторами классиками рослыми шеренгами выравнивались тисненные золотом корешки Большой Энциклопедии и «Bibliotheque des Voyages»-пространные описания путешествий в Азию, Америку, Индию, на острова Тихого океана Лаперуза, Шардена, Шаппа, письма и мемуары мадам де Севинье, графа Сегюра, Неккера, труды латинских и греческих авторов в переводах прозой и стихами, изыскания по античной мифологии, археологии, искусству, а в других отделах нередко поселялись сочинения по ботанике, инженерии, фортификации Линнея, Лапласа… Бесчисленные авторы, целый мир мыслей, идей и образов заключен в этих томах красивой печати, переплетенных в кожу, с гравированными книжными знаками». Так описал усадебные библиотеки А.Н.Греч. Несомненно, подобные книги были у Толстых.
На стенах усадебного дома висели портреты владельцев и их предков, рисунки самой усадьбы и ее окрестностей. Фамильные портреты становились как бы хранителями семейной истории.

Дворянская усадьба-это красивый мир праздника, музыки, изящного танца. Рядом с центральным усадебным домом располагалась танцевальная зала, высокое просторное помещение, построенное также в начале прошлого столетия в традициях классицизма. Внутри, по всей видимости, были балконы для музыкантов и певцов. Боковой фасад танцевальной залы отмечен колоннами, классическое оформление фасадов придавало облику зданий торжественно-парадный, столичный вид.

Обязательной принадлежностью дворянской усадьбы были парк и пруд. В Новых Ельцах частично сохранился уникальный террасный регулярный парк, располагавшийся за главным усадебным домом. Пруд в усадьбе отсутствовал, его функции выполнял глубокий глубокий живописный залив Селигер. У залива располагался усадебный парк из дубов и лип, а за заливом он переходил в естественный сосновый лес. Центральный усадебный дом располагался на вершине пологого косогора. Главный фасад дома был ориентирован на озеро, от Селигера к нему вела широкая липовая аллея. На вершине косогора, поодаль от усадебного дома, у околицы селения, где начиналась дорога на Осташков , стояла большая кирпичная церковь в честь Воскресения Христова, которая доминировала над всей застройкой усадьбы и окрестных поселений, создавая живописную панораму.

Храм играл особую роль в жизни усадьбы и ее хозяев. В Западной Европе владельцы поместий устраивали для себя собственные часовни, а храмы, посещаемые крестьянами, находились отдельно-в селах. В России усадебную церковь посещали и дворяне, и крестьяне. Скорее всего, Воскресенский храм в Новых Ельцах был фамильной усыпальницей Толстых.

Храм закрыли в 1930-е годы и разрушили. Разрушен исторически сложившийся ландшафт - он утратил ведущее звено объемно - пространственной композиции, архитектурную доминанту, что обеднило панораму селения и лишило рядовую жилую застройку сакрального и композиционного центра. И не случайно, что современная застройке в Новых Ельцах произвольна, хаотична: новые здания не связаны композиционно ни с историческими сооружениями, ни друг с другом, а отношения их объемов, размеры- антагонистичны.

Имение Толстых в Новых Ельцах в начале XIX века было самым большим и великолепным на Верхней Волге, с его главным усадебным домом не могли сравниться даже особняки города Осташкова. Поблизости от главного усадебного дома и танцевальной залы, находятся одноэтажные и двухэтажные каменные дома конца XVIII-начала XIX века, в которых размещались людская, кладовые, амбары, пекарни. На самом берегу Селигера располагаются производственные здания.

Николая Яковлевич Озерецковский, побывавший в 1814 году в Новых Ельцах, так описал имение: «Село Ельцы господ Толстых, при коем церковь богатая каменная Воскресения Христова, дом каменный о трех этажах, полотняная фабрика на 70 станках, кожевенный завод. На каменной фабрике… ткут и приготавливают белением ревендук (парусинный холст), фламское полотно и парусину… тут был прежде всего театр, музыка духовая и роговая, певчие и перевоз на другую сторону».
В имении крестьян обучали ремеслу. Дворянские имения — уникальные центры культуры. Владельцы часто заводили здесь лучшие породы скота, выводили новые зерновые культуры. До сего времени в Новых Ельцах сохраняются заросли высоких диковинных растений с широкими разлапистыми листьями-»сахалинская гречиха». Это экзотическое растение было издавна привезено в имение и возделывалось здесь.

В Новых Ельцах существовал «театр», о котором писал Н,Я,Озерецковский. Музыкантами, певчими были крепостные крестьяне. Это был первый театр в районе Верхней Волги. В городе Осташкове театр устраивался позднее. И все начиналось с того, что горожане побывали в крепостном театре в усадьбе Новые Ельцы и так пленились чудом театра, что весной 1805 года в пустом сарае на Приозерной улице Осташкова устроили свой первый спектакль, копию того, что видели в имении Толстых. Так начинался осташковский театр, один из многочисленных провинциальных центров культуры дореволюционной России.

Судьба усадьбы Толстых была характерна для многих владельцев, особенно дворянства среднего и мелкопоместного. После крестьянской реформы 1861 года Толстые обеднели, имение стало угасать. Его продали корнету Сафонову, который был нерадивым хозяином. В начале XX века Новые Ельцы купил управляющий столичным банком немец Нейгард, он планировал использовать имение для организации курорта. Но 1917 год разрушил эти планы. В 1920-е годы в Новых Ельцах разместили дом отдыха ВЦИК; позднее-туристкую базу «Селигер»

Осташков - барская усадьба в Покровском

Осташков - барская усадьба в Покровском

Во второй половине XIX века в Верхневолжье появилось большое каменное барское имение в Покровском, на противоположном от Осташкова берегу озера Селигер. До сего времени здесь сохранился главный главный усадебный двухэтажный дом конца XIX столетия. Дошли до нас также добротные каменные хозяйственные постройки да липовый парк с буйными зарослями сирени и черемухи. Имение разорено во время революции, и лишь немногие существующие ныне в Осташковском краеведческом музее вещи являются свидетелями минувших времен, это-портреты, картины. Они великолепны по своим художественным качествам, а выполнены в большинстве своем, местными художниками. В «дворянских гнездах» ценили искусство, поощряли творчество, поддерживали своими заказами материально художников.

В землях Верхневолжья были до 1917 года и другие барские усадьбы-Бухвостово (принадлежало Толстым), в селах Соснице, Вятке, Ивановском. Усадьбы эти не были богаты, в них не было особой роскоши и великолепия. Таких в России было множество. «Помещичьи усадьбы (я говорю о помещиках средней руки),-писал М.Е.Салтыков-Щедрин,-не отличались ни изяществом, ни удобствами. Обыкновенно они устраивались среди деревни, чтобы бло сподручнее наблюдать за крестьянами; сверх того место для постройки выбиралось непременно в лощине, чтобы было теплее зимой. Дома почти у всех одного типа: одноэтажные, продолговатые, на манер длинных комодов; ни стены, ни крыши не красились, окна имели старинную форму, при которой нижние рамы поднимались вверх и подпирались подставками. В шести-семи комнатах такого четырехугольника, с колеблющимися полами и нештукатуренными стенами, ютилась дворянская семья, иногда очень многочисленная, с целым штатом дворовых людей, преимущественно девок, и с наезжавшими, от времени до времени, гостями. О парках и садах речи не было и в помине; впереди дома раскидывался крохотный палисадник, обсаженный стрижеными акациями и наполненный по части цветов барской спесью, царскими кудрями и буро-желтыми бураками. Сбоку, поближе к скотным дворам, выкапывался небольшой пруд, который служил скотским водопоем… Сзади дома устраивался незатейливый огород с ягодными кустами и наиболее ценными овощами: репой, русскими бобами, сахарным горохом и прочим, которые подавались в небогатых домах после обеда в виде десерта… У помещиков более зажиточных… усадьбы были обширнее, но общий тип для всех существовал один и тот же. Не о красоте, комфорте и просторе тогда думали, а о том, чтоб иметь теплый угол и в нем достаточную сытость».

В Соснице, Вятке усадьбы похожи на те, что описал М.Е.Салтыков-Щедрин, они часто не отличались от крестьянских домов. В Бухвостове усадебный дом был двухэтажный, каменный.

Небольшая усадьба Ивановское располагалась в десяти верстах от истока Волги. Господский дом-двухэтажный особняк конца XIX века-стоит на самом берегу озера Стерж. Это родовое имение Вараксиных. Последним его владельцем был Алексей Николаевич, потомственный дворянин, земский начальник.

Осташков - Ширково - храм Иоанна Предтечи

Осташков - Ширково - храм Иоанна Предтечи

А.Н.Вараксин был председателем строительного комитета по постройке каменной церкви в погосте Ширково, в пяти верстах от села Ивановское. Погост раскинулся на берегу озера Вселуг. В конце XVII века здесь был возведен деревянный ярусный храм во имя Иоанна Предтечи, представляющий один из редких образцов храма ярусного типа. И в том, что сохранен этот шедевр народных строителей, есть заслуга дворянина А.Н.Вараксина.

Осташков - Ширково - храм Иоанна Предтечи

Осташков - Ширково - храм Иоанна Предтечи

В конце XIX века небольшой деревянный храм не мог вместить всех прихожан, поэтому решили построить большой каменный храм во имя Иоанна Предтечи. И стоят на берегу близко друг к другу две церкви, посвященные одному святому пророку, одна из которых-древняя деревянная, другая-большая, красная, кирпичная, чем-то напоминает Спасо-Преображенский собор Ольгина монастыря с истока Волги

(по материалам книги Т.В.Барсегян "Земля истока")

Ваш отзыв

Обсуждение закрыто.