Из истории музыкальной культуры Селигерского края

Видное место в истории Селигер­ского края принадлежит музыке. С давних пор, когда в России еще не было профессиональной музыкальной школы, в городе и поместьях преоб­ладало бытовое «домашнее» музици­рование, а в народе — русская народ­ная песня, музыкальный фольклор. Осташи издавна были большими лю­бителями не только церковного пе­ния, но и светской музыки. В описа­нии посещения Осташкова новгород­ским губернатором Я. Е. Сиверсом в 1772 году упоминается, что «при сто­лах была вокальная музыка». В 1781 году в городе был стройный хор певчих.

О музыкальной культуре Осташкова известный русский ученый, акаде­мик Н. Я. Озерецковский в своей кни­ге «Путешествие на озеро Селигер», изданной в 1817 году, писал, что в селе Ельцы Осташковского уезда, принад­лежавшем помещикам Толстым, «был прежде сего театр, музыка духовая и роговая, певчие». Крепостные музы­канты пользовались большой популярностью, их вызывали для испол­нения в город. Например, в домаш­нем театре С. К. Савина-старшего в 1830— 1835 годах «...музыка была известных тогда хороших оркестров гг. Толстых и Кушелевых».

П.В.Киреевский - публицист, археограф, фольклорист (история музыкальной культуры Осташкова )

П.В.Киреевский - публицист, археограф, фольклорист

Как отмечал большой знаток и со­биратель народных песен П. В. Кире­евский, в условиях крепостного права «единственным достижением кресть­янина, куда спрятались все его нрав­ственно-человеские думы и стремле­ния, памятью о другой, более счаст­ливой поре была его проникнутая гру­стным оттенком песня. Летом 1832 года Петр Васильевич посетил Осташ­ков и,  по словам его матери «собирал в Осташкове нищих и стариков и пла­тил им деньги за выслушивание их не райских песен». Через два года он снова приезжал сюда и записал 29 свадебных песен в селе Острица, 27 песен в самом Осташкове, 6 песен и свадебный обряд в погосте Рогоза (Рогожа).

Об этой поездке Киреевс­кий так писал поэту Н. М. Языкову: «Рассматривая карту России, думал я, что всего лучше выб­рать для этого какой- нибудь маленький го­родок в стороне, бога­тый событиями исто­рическими и вдалеке от всякой большой до­роги, а потому и от моды, и, основавши в этом городке свою глав­ную квартиру, делать вылазки по окрестнос­тям. Для этого, сообразу­ясь только с одною ланд­картою, выбрал Осташков. Но, уже приехавши в Осташ­ков, я узнал, что он не таков, каким я себе воображал его.

Я воображал, что найду глушь, а вместо того нашел едва ли не самый образованный уездный городок в Рос­сии, в котором всякий кузнец и всякая пряничница читает «Тысячу и одну ночь» и уже стыдится бородатых пе­сен, а поет: «Кто мог любить так страс­тно...» и даже «Мчится тройка удалая...». Я надеялся еще на окрестнос­ти и прожил там с лишком два месяца, разъезжая по деревенским ярмаркам».

Пребывание Киреевского в Осташ­кове и его подозрительная для офи­циальных властей деятельность по собиранию народных песен вызвали переполох и секретную переписку между тверским губернатором графом А. П. Толстым и осташковским город­ничим Никольским, который, в частно­сти, доносил, что «оный Киреевский точно издерживает полуимпериалы разменивая таковые на мелочь, кото­рую раздает частию бедным, и боль­шей частию таким из женского пола, которые знают много русских народных песен, которые ему диктуют, и он списывает оные, скоп­ляет якобы для какого- то сочинения русского песенника; впротчем ничего предосуди­тельного соблазни­тельного, а паче по­рочного никем не за­мечено».

Одной из люби­мых горожанами была песня « Славься, город наш Осташков!».кото­рую иногда неточно назы­вают гимном города. Тек­стовой основой песни было стихотворение известного русского писателя И.И. Ла­жечникова, прославляющее Осташков­скую общественную пожарную коман­ду. Автором музыки этой песни, как удалось установить по сохранившим­ся театральным афишам, был регент хора Преображенской церкви И.А.Хлебников.

Развитие музыкального искусства в Осташкове было связано с возник­новением новых очагов культуры. В 1849 году при общественном театре был создан оркестр, состоявший из 15- 20 музыкантов. Руководил оркестром сначала П.П.Северов, а затем А.Ф.Елецкий, получивший музыкальное об­разование в Петербурге. Известными в городе музыкантами были Н.Н. и В.Н.Воскресенские, Н. А. Запутряев, И. Н. Корнышов, В.Д.Кошелев, Я. П. Кофоль, И. В. Никонов, А.Н. Митин, С. В. Ромагин, А.И. и П.А. Сорокины, П.Д. Самсыгин, И.В.Тихомиров, И.С. Толстя­ков, Д.М. Трубицын, Ф.Н. Шишкин, иг­равшие на скрипке, виолончели, кон­трабасе, флейте, кларнете, тромбоне, валторне и других инструментах.

скрипка И.П. Нечкина - осташковский краеведческий музей

скрипка И.П. Нечкина - осташковский краеведческий музей

Старейшим участником оркестра был И. П, Нечкин, игравший первую и вторую скрипку. Скрипка работы швей­царского мастера XVIII века, на кото­рой играл Иван Павлович, была пере­дана на хранение в Осташковский кра­еведческий музей его внучкой, акаде­миком М. В. Нечкиной. В приветствен­ном адресе по случаю 40-летия орке­стра отмечалось: «...Не говоря уже о таких укромных уголках, как наш Ос­ташков, а даже немногие и большие города матушки России могут похвас­таться подобным местным оркест­ром».

Например, 19 июня 1861 года ор­кестром осташковских музыкантов и тремя хорами певчих, как свидетель­ствовал составитель очерка «Театр в городе Осташкове Тверской губернии» И. Ф.Токмаков, был дан в Воскресен­ском саду концерт по следующей про­грамме: 1) увертюра^ из оперы «Норма»; 2) хор из оперы «Пури­тане»: 3) хор из оперы «Невеста- лунатик»; 4) молитва из оперы «Фа­уст»; 5) увертюра из оперы «Виль­гельм Тель»; 6) хор из оперы «Фенел- ла»; 7) хор из оперы «Жизнь за царя» (так в то время называлась опе­ра М. И. Глинки «Иван Сусанин»); 8) песня «Вдоль по улице метелица ме­тет» и 9) песня осташковских пожар­ных «Славься, город наш Осташ­ков!»

Вероятно, один из таких концертов слышал посланный в том же году ре­дакцией журнала «Современник» в столь нашумевший своими нововведе­ниями город писатель-демократ В. А Слепцов, любитель театра и музыки, который не без иронии писал в своих «Письмах об Осташкове»:

«А между тем в то время, как вы смотрели на озеро и наслаждались природой, слух ваш поражается звука­ми отдаленной музыки.

Что это? Ученье?- спрашиваете глубокомыс­ленно вы, со­образив, что если уж и есть музыка в Ос­ташкове, то не иначе, как  военная.

- Нет, уче­нья у нас ни­какого нет,- снисходительно заме­чает вам ям­щик, - а музы­ка у нас своя играет в саду...

А музыка слышится все громче и громче.Вы уже ясно слыши­те, что это не какой-нибудь паршивый квартетишко из отставных дворовых му­зыкантов, вы уже можете догадаться, что это целый оркестр,..

- Да откуда же у вас му­зыканты?- спрашиваете вы наконец у ямщика.

-  У нас свои музыкан­ты: граждане играют на музыке,

В это время вдруг гря­нул хор; человек 50 вели­колепнейших голосов на­чали разом какой-то тор­жественный гимн.

«Славься, славься, наш Осташков!..»-долета­ет до вас: и вы слышите, как несколько страшных басов забирают верха.

- А вот певчие,- ведь это кузнецы поют, - доколачи­вает вас ямщик...»

В 1888 году в городе было организовано Осташковское общество любителей сценического искусства, в уставе которого было за­писано: «Общество имеет целью: а) со­действовать проявлению талантов сценического искусства в г. Осташкове, а равно способствовать распростране­нию и развитию музыкального обра­зования и пения в среде местного об­щества; б) доставлять своим членам возможность собираться для исполне­ния произведений драматического и музыкального искусств, литературных и научных чтений"

Создание общества любителей сценического искусства имело боль­шое значение для развития музыкаль­ной культуры Селигерского края. В конце XIX- начале XX века в городе и уезде выступали, судя по хранящимся в краеведческом музее афишам, оркестры под управлением Э. И. Леонгардта и С. В. Морозова, великорусские оркестры (оркестры русских народных инструментов М. Е. Нифонтова, Н. К. Королева, В. П. Терехова, Б. Ф. Семе­нова, оркестр учеников Осташковско­го реального училища под управлени­ем Н. А. Запугряева, любительский железнодорожный оркестр П. И. Киселе­ва, оркестры духовой музыки С.О.Ма­лышева и В. А.Горюнова, устраивались концерты А.П. Зеленской.

Одаренным музыкантом был скри­пач И. И. Тихонов, изучивший самосто­ятельно нотную грамоту. Получив му­зыкальное образование в Петербур­ге, он вернулся в родной город, где ру­ководил оркестром, в репертуар кото­рого были включены в основном про­изведения классической музыки.

«В СТАРИНУ живали деды весе­лей своих внучат»,-так пелось в попу­лярной в прошлом веке опере А. Н Верстовского «Аскольдова могила», звучавшей и на осташковской сцене. Думается, что фестиваль русской ка­мерной музыки «Музыкальное пето Селигера», который проводится  в здании Воскресенс­кой церкви, в саду которой с давних пор устраивались концерты, запечатлившиеся а истории, стал еще одной прекрасной традици­ей культурной жизни Селигерского края.
(По материалам А.В.Васильева)

Ваш отзыв

Обсуждение закрыто.