Монастырь Нило-Столобенская пустынь в XVII

Монастырь Нилова пустынь

Осташков - монастырь Нилова пустынь

Начало XVII века для монастыря Нило-Столобенская пустынь  оказалось неблагоприятным. Сперва Россию постигли неурожаи и голод, а затем наступили тяжкие времена царствования Василия Иоанновича Шуйского и междуцарствия.В 1609-1610 годах близлежащие к монастырю селигерские земли и сам монастырь подверглись литовскому нашествию и разорению. При кончине первого настоятеля, последовавшей 22 февраля 1614 года, монастырь Нило-Столобенская пустынь от неурожаев и грабежей совершенно не имел средств к существованию. В это время в нем была одна, деревянная церковь, часовня с гробницей преподобного Нила, колокольня- «столб дубовый» с пятью малыми колоколами, шесть деревянных келий и житница. Образов в иконостасах было весьма мало и те без окладов, богослужебные книги, в основном, рукописные и при этом только самые необходимые, а сосуды церковные-оловянные.

Осташков - монастырь Нилова пустынь

План монастыря Нилова Пустынь

Но почти с самого основания монастыря под руководством настоятеля воспитывался достойный ему преемник, которому и суждено было впоследствии привести обитель в благоустроенное состояние, обеспечив ее содержание в будущем. Это был незабвенный для монастыря инок Нектарий (Теляшин) -сын одного богобоязненного крестьянина Патриаршей Осташковской слободы. Он родился в 1586 году и еще в детстве поступил в обитель преподобного Нила, где после двухлетнего обучения чтению,письму, закону Божиему и правилам иноческой жизни, в первых годах XVII столетия принял пострижение, а впоследствии, и рукоположение в священный сан иеромонаха.

Пароход монастыря у монастырской пристани

Пристань монастыря

Несмотря на свои молодые годы, иеромонах Нектарий настолько созрел духовно, что по смерти своего наставника и основателя обители-преподобного Германа, мог принять на себя тяжелое бремя управления монастырем. Своими благоразумными распоряжениями, своим умом и благочестивой подвижнической жизнью он обратил на себя и на обитель внимание новгородских архипастырей, боярина князя Б.М.Лыкова, в вотчине которого находился монастырь, и некоторых других знаменитых особ духовных и светских. Среди них были: митрополит Ростовский Варлаам II, преп. Дионисий, архимандрит Троице-Сергиевской лавры, князья А.Н.Трубецкой и Д.М.Пожарский, бояре С.В.Котловский и И.Н.Романов, и другие важные лица. Все они оказывали монастырю разного рода благотворения. Митрополит Новгородский Макарий в 1620 году возвел настоятеля Нектария в сан игумена, а обитель освободил от взноса церковной дани. Боярин Лыков даровал монастырю соседний остров Городомля и полуостров Святица (ныне Светлица), рыбную ловлю на Селигере, небольшую ругу (денежное или вещевое довольствие, выдаваемое ежегодно) хлебом, деньгами и церковной утварью, и до конца своей жизни всячески покровительствовал монастырю.

Осташков - монастырь Нилова пустынь

монастырь Нилова пустынь

Отец Нектарий, снискавший себе всеобщий почет и уважение, обратил на себя особое внимание и Царя Михаила Феодоровича, который благоволил ежегодно отпускать из своих царских доходов в монастырь некоторое количество хлеба, денег и съестных припасов. Эта царская руга была удержана за монастырем во все дальнейшие годы его существования. В1636 году игумен Нектарий был посвящен в архиерейский сан и возведен на кафедру архиепископа Сибирского и Тобольского, хотя не искал и не желал этого. Через три года, повинуясь завещанию своего духовного отца и наставника-преподобного Германа, который заповедовал ему не покидать монвстырь, и своему внутреннему влечению в мирную обитель, святитель Нектарий по собственному прошению был отпущен в монастырь Нило-Столобенская пустынь.  Возвратившись обратно, святитель Нектарий через некоторое время опять принял монастырь в свое управление. После этого внимание царственныхособ, государственных сановников и разных благотворителей к Ниловой пустыни усугубилось.

Осташков - Монастырь Нилова Пустынь - Преподобный Нил Столобенский

Преподобный Нил Столобенский

При таких благоприятных условиях, святитель постепенно построил и обновил старые здания монастыря. В 1622 году была возведена вторая деревянная пятиглавая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. А вместо сгоревшей церкви Богоявления Господня построена около 1636 года новая, на месте часовни, что над гробницей преподобного Нила. Святитель устроил больничные и гостиные кельи, обнес монастырь оградой, а над воротами поставил новую восьмистенную колокольню, на которой были установлены часы с боем. Им были заведены на Столобном острове два яблоневых сада в 500 деревьев и хлебопашество на ближних пустошах, а также построены две водяные мукомольные мельницы на речках Сороге и Сиговке. В правление святителя Нектария значитнльно пополнилась ризница обители. В Осташкове, а позднее в Новгороде и Москве открылись монастырские подворья. Но особенно настоятель заботился о духовном росте братии монастыря. Для этого он собрал немалую по тем временам библиотеку, состоящую из книг преимущественно душеполезного содержания. Не упускал он удобного случая назидать братию как словом, так и примером своей строгой подвижнической жизни. Управляя Тобольской епархией, архиепископ Нектарий прислал в монастырь вместе с книгой «Синодник» увещание братии проводить жизнь в трудах, посте, целомудрии и сокрушенных молитвах. Это увещание и по смерти его служило инокам и послушникам хорошим напоминанием о христианских и монашеских обязанностях. Святитель строго заповедовал неу3клонно соблюдать общежительный устав, который составляет главную основу для всех добрых порядков монастыря, а также всячески воздерживаться от употребления вина, повелев при этом изгонять из обители нарушающих это строгое предписание.

Монастырь Нилова Пустынь - Крестовоздвиженская церковь

Крестовоздвиженская церковь

Труды Владыки Нектария по созиданию монастырской жизни оказались весьма благотворны как для самой обители, так и для всей Русской Церкви. Нилова пустынь, помимо зданий и храмов, со временем украсилась еще и иноками подвижнической, добродетельной жизни, которые впоследствии возводились на должности настоятелей монастырей в разных городах России, а некоторые из них удостоились получения высшей почести-архиерейского сана.

Ваш отзыв

Обсуждение закрыто.