Обретение мощей Нила Столобенского

Осташков - монастырь Нилова Пустынь

Осташков - монастырь Нилова Пустынь


В период управления монастырем Нило-Столобенская пустынь первых двух настоятелей - Германа и Нектария, святые мощи преподобного Нила Столобенского все еще покоились в земле, хотя со времени преставления этого угодника Божия не переставали совершаться чудеса при его гробнице.Непосредственно перед обретением святых мощей монастырь постигло тяжкое испытание. В 1665 году случился пожар, в котором сгорели все здания обители. Уповая на Бога и на молитвы преподобного Нила, святительНектарий снова начал обустраивать монастырь и положил начало каменному строительству. Он испрсил рвзрешения и денежного пособия у Царя Алексея Михайловича на возведение каменного Богоявленского собора и получил на это святительскую благословенную грамоту новгородского Владыки. В начале 1667 года, несмотря на свои преклонные лета, святитель вновь отправился в Москву и, заболев там, скончался 15 января, будучи 80 лет от рождения. Отпевание его, на котором присутствовал и сам Государь, было совершено в Московском Чудовом монастыре Пптриархом Антиохийским Макарием, в сослужении русских и греческих архиереев, пребывавших в Москве на Соборе. Тело святителя, согласно его завещанию, перевезли в Нило-Столобенскую пустынь. По кончине святителя Нектария, при игумене Германе II, с наступлением весны, в монастыре приступили к закладке храма над гробницей преподобного Нила. Один из рвов под фундамент проходил в полутора аршинах от гробницы и, как только был выкопан, земля, прилегавшая к ней, сама собой осыпалась и открылись мощи преподобного. Гроб совершенно истлел, а святые мощи преподобного Нила и его схима оказались нетленными. Это знаменательное событие случилось 27 мая 1667 года, спустя 112 лет после преставления святого. Обретение мощей было предвозвещено Богом чудесными знамениями. В ночь с 17 на 18 мая, в третьем часу, иеромонах Нило-Столобенской пустыни Леонтий и монастырские работники ловили на озере рыбу и видели над монастырем великий огненный столп, который затем опустился с неба на землю. А когда за два дня до обнаружения мощей братия начала копать ров вблизи гробницы, работники монастыря, ловившие в это время рыбу, увидели над могилой большую горящую свечу и подумали, что там совершается молебен. В день обретения мощей иеромонаху Александру во время его дневного отдыха явился преподобный Нил и повелел воспрянуть ото сна. В тот же день игумен Герман видел преподобного лежащим на одре,- святой повелевал настоятелю поднять его. Обретя сие духовное сокровище, игумен Герман со всей братией, воздав благодарение Богу, с глубоким благоговением положили святые мощи в новый деревянный гроб, немедленно отправив обстоятельное донесение Новгородскому митрополиту Питириму, бывшему тогда на Московском Соборе. Не имея возможности приехать, митрополит Питерим послал в пустынь грамоту, в которой поручил игумену с братией, приготовив для святых мощей раку, положить их в нее и временно поставить в деревянной Покровской церкви. А обретение ежегодно праздновать 27 мая (9 июня). Когда же возвели Богоявленский каменный собор, то торжественно перенесли в него мощи преподобного. Дубовая рака, в которой они покоились, была обложена в 1678 году чеканным серебром, а в 1764 году заменена новой серебряной вызолоченной ракой с кипарисовым гробом, изготовленной за счет доброхотных жертвователей. При мощах святого хранилась его схима и келейная чудотворная Владимирская икона Божией Матери, по месту явления чудес названная Селигерской.

Осташков - монастырь Нилова Пустынь

Осташков - монастырь Нилова Пустынь

После обретения святых мощей преподобного Нила благоволение к монастырю царственных особ и государственных сановников вплоть до начала XVIII столетия по-прежнему не уменьшалось. Благодаря богатым вкладам в казну монастыря и всевозможным пожертвованиям, задуманное святителем Нектарием возведение каменных зданий продолжалось его преемниками успешно. Но в начале XVIII века, в связи с новой государственной политикой по отношению к Церкви, монастыри попали в стесненные условия и не могли свободно развиваться. Строительство в Ниловой пустыни замедлилось. 1756 год ознаменовался радостным для монастыря событием. По благословению Святого Синода совершилось общецерковное прославлениепреподобного Нила Столобенского. Его имя поместили в святцах наравне с прочими святыми. Службу преподобному Нилу с этого времени стали печатать в богослужебных книгах. А житие, сокращенно изложенное в Прологе, внесли в том же виде в Четьи-Минеи. В том же году грамотой епархиального архиерея было разрешеноежегодно в праздник обретения святых мощей преподобного Нила крестным ходом обносить их вокруг монастыря, к чему впоследствии присоединился и крестный ход из Осташкова. Довершил прославление святого осташковский протоирей Андрей Колоколов, написавший ему акафист.

Осташков - монастырь Нилова Пустынь (фото Прокудина Горского)

Богоявленский собор

В XIX столетии вместо прежнего Богоявленского собора, пришедшего в ветхость и ставшего тесным из-за огромного стечения богомольцев, по проекту архитектора И.И.Шалермана был сооружен новый, более обширный соборный храм, с трехъярусной колокольней. Этот проект разрабатывался для строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, но был воплощен в 1821-1833 годах в Нило-Столобенской пустыни. Строительство велось под надзором архитектора, мастера каменных дел, швейцарца Анжело Ботани. По своей пышности храм превосходил многие позднеклассические сооружения столичной архитектуры. О богатстве его внутреннего убранства свидетельствовал серебряный вызолоченный престол главного алтаря (в 3 пуда весом), серебряные чеканные прорезные Царские врата весом более 10 пудов. Храм освещался бронзовым вызолоченным паникадилом в 120 свечей, украшенным искусно вылитыми барельефами трех Лиц Пресвятой Троицы, двунадесятых праздников, ангелов, пророков и апостолов. На стенах висели древние иконы в серебряных вызолоченных киотах, с богато украшенными лампадами. В ризнице монастыря при Богоявленском соборе находились произведения лучших русских мастеров, исторические и художественные реликвии, вещи связанные с историей обители (например, деревянный резной позолоченный посох святителя Нектария). В основном она состояла из собрания богослужебных книг, сосудов и облачений. Почти все российские Государи посылали свои богатые подарки в Нилову пустынь. Их примеру следовали и высокие государственные сановники. Так, Царь Алексей Михайлович изволил пожаловать монастырю к освящению первого каменного собора 160-пудовый колокол. Его сын Феодор Алексеевич прислал в обитель серебряные вызолоченные богослужебные сосуды с принадлежностями, водосвятную чашу и печатное напрестольное Евангелие в вызолоченном серебряном окладе. Императрица Екатерина II пожаловала две парчовые священнические ризы и покров, вышитые золотом, серебром и шелком… В 1820 году монастырь был удостоен Высочайшего посещения Императора Александра I. Выразив свое удовлетворение благоустройством и благосостоянием обители, Государь пожаловал в монастырь золотую, с такой-же цепочкой, украшенную бриллиантами панагию и особо настоятелю монастыря архимандриту Павлу-золотой, украшенный драгоценными камениями наперсный крест. Перечисление даров Высочайших особ можно продолжать и далее. Таким образом к 1909 году в ризнице насчитывалось более 2000 предметов. Но не серебро и золото считались главной ценностью монастыря, а святые мощи преподобного Нила Столобенского и находящиеся при них его келейная чудотворная икона Божией Матери, называемая Селигерской, и икона самого угодника Божия, писанная в 1595 году иноками Иовом и Нифонтом. Эту икону во время холеры, свирепствовавшей в 1848 году в Осташкове и его окрестностях, обносили вокруг монастыря и брали в город для служения всенощных бдений и молебнов преподобному Нилу, после чего эпидемия стала стихать, а в самой обители, всегда открытой для всех приходящих, не умер ни один из братии. В это время управлял монастырем архимандрит Агапит (Воинов) (1839-1849 гг.), который возродил в Ниловой пустыни древнее церковное столповое пение-знаменный распев. Этот настоятель отличался высокой подвижнической жизнью и тайно носил железные вериги, а своим милостивым отношением ко всем бедным и страждущим, любовью и кротким обращением с братией снискал себе почет и уважение. По указу 1832 года монахов и послушников в монастыре полагалось 60 человек. Причем основные хозяйственные работы проводились силами наемных рабочих и трудников, число которых иногда превышало 250 человек. В этом же столетии, после возведения нового Богоявленского собора, вместо старых архиерейских келий и примыкающего к ним двухэтажного братского корпуса, по бедности архитектуры не соответствовавшего великолепному зданию храма, был построен новый сплошной двухэтажный корпус.

монастырь Нилова пустынь, Крестовоздвиженская церковь

Крестовоздвиженская церковь

А на полуострове Светлица вновь выстроена каменная церковь св. Архистратига Михаила с приделом святых жен мироносиц. Законченный вид архитектурному комплексу Ниловой пустыни придала гранитная набережная, выложенная вдоль всего берега острова Столобный

Ваш отзыв

Обсуждение закрыто.