Общественный театр в Осташкове

( Историко-статистическое описание города Осташкова; автор - В. И. Покровский; издано в Твери в 1880 году Типографией Губернской Земской Управы)
Начало общественного театра в Осташкове. – Устройство театра в Осташкове в 1805 году. – Детский театр в Осташкове в 1825-1828 годах. – Возобновление общественного театра в 1828 и 1829 гг. – Домашний театр в заводских зданиях Савина в пятилетний промежуток прекращения театра с 1830 года. – Возобновление общественного театра в 1830 году и непрерывное его существование до настоящего времени. – Устройство театра. – Содержание театра во время сезона. – Оркестр. – Репертуар. – Театральная труппа. – Костюмы. – Денежный сбор. – Улучшение театра с 1842 года. – Устройство лож, галерей и партера. – Появление актрис на Осташковской сцене. – Увеличение репертуара. – Запас костюмов и бутафорских вещей. – Увеличение объема театрального помеще-ния. – Цена местам и количество полного сбора. – Устройство постоянного оркестра при театре. – Лучшее время существования Осташковского театра. – Лица, содействовавшие успеху театра. – Характер пьес, поставляемых на Осташковском театре. – Исполнение пьес, – Замечательные актеры. – Отношение актеров к сцене. – Отношение общества к театру. – Отчет о театре за 1875/6 год.

театр в Осташкове

театр в Осташкове

Начало Осташковскому общественному театру положил в самом начале XIX столетия школьный учитель Михаил Савич. Он устраивал в своей школе детский театр, на котором ученики его давали пьесы духовного содержания.

С 1805 года является в Осташкове настоящий театр, хотя еще с бедной обстановкой. С этого года начинают давать представления на Преображенской или Кокиной улице в каменном доме рядом с домом Кокиных. В дом этот входили не по обыкновенной лестнице, а с улицы – прямо в окно по подмосткам. В представлениях участвовали: Осташковский живописец Я. М. Колокольников, двое братьев Запутряевых или Потемкиных, Игнатий и Петр Ивановичи, сапожники; двое братьев Карповых или Волковых – Илья и Иван Ивановичи, маляры; позолотчик Нечкин Павел Федорович и некоторые другие. Этот театр су-ществовал до 1825 года. Устройству его содействовал К.А. Савин.

После 1825 года наступил двухлетний промежуток, в который настоящего театра не было, а был опять детский театр в Наволоке, в каменном доме Залуцкого. В комнатах этого дома, без всякого театрального устройства, играли мальчики, певчие Воскресенского хора, пьесы: «Храбрый Капрал» «Всемила, подбирающая колосья» и подобные им, и собирали с зрителей, также мальчиков, по 2 коп. ассигн., а за почетное место на лежанке – по 4 коп.

В 1828 и 1829 годах опять восстановился настоящий театр, под названием «театр друзей». Представления происходили в том же доме Залуцкого в Наволоке, но уже  несколько устроенном по театральному: со сценой и залом для публики. Из записки г. Бочкарева видно, что в нем участвовали любители - граждане. Директором театра был купеческий брат И.Н. Северов 2-й, кассиром – И.Е. Бочкарев, актерами — каменщик И.К. Карпов, портной А.М. Черменин, позолотчик П.Ф. Нечкин, писец магистрата А.М. Козочкин и другие. Игрались пьесы того времени, особенно из Коцебу и Фонвизина: «Недоросль», «Лейб-кучер времен Императора Павла I», Князь Пожарский», «Черный человек», «Рекрутский набор», Русский солдат», «Разбойник лесов Калабрийских», «Ссора двух соседей», «Филаткина свадьба», «Слуга двух господ» и другие. Цены местам были по 50, 40 и 20 коп. ассигн.

С 1830 года общественный театр в Осташкове опять прекратился на 5 лет. В этот промежуток по зимам, в большие годовые праздники, устраивался вместо него домашний театр в заводских зданиях Савина, для гостей хозяина С.К. Савина старшего, к коим присоединялись родственники и знакомые игравших на этом театре актеров и служащие на заводах и фабриках. В представлениях участвовали молодые люди, любители, из первых домов города: П.П. Лавырев, И.К. Корольков, А.М. Герасимов и приказчики Савина: К.И. Гречников, А.И. Шишкин, И.Д. Демидов и другие. Пьесы шли преимущественно из Фонвизина, Коцебу, Шаховского и других. Музыка была известных тогда хороших оркестров гг. Толстых и Кушелевых.

Театр

Театр

С 1836 года опять восстановляется общественный театр в Осташкове; с этого времени существование его упрочилось и продолжается без промежутков до настоящего времени. В этом году общественный театр приютился в здании бывшего кожевенного завода, в коем находится и по настоящее время. Здание это каменное, двухэтажное, находится на Береговой улице близ так называемого старого рынка. Театр устроен был так: одна половина, как и теперь, занята была сценой, а в другой половине помещался оркестр узенькой полоской перед сценой, за оркестром – зал со стульями; за барьером, или перегородкой в 1½ аршина вы-шиною, был так называемый в то время партер, где зрители помещались стоя; только впоследствии были поставлены здесь скамьи. На стульях места были нумерованные, а на скамьях и в партере садились и стояли, как кому случалось.

Представления в театре были только зимой, с половины ноября до окончания масляной. Театр не отапливался в зале зрителей; даже сцену снабжала теплом одна небольшая чугунная печь. Все зрители постоянно были в верхнем платье, в шубах и шапках, и сами актеры, сойдя со сцены, согревались за кулисами тоже в шубах, или возле печи, кто как мог. Освещение до перестройки театра в 1842 г. производилось сальными свечами и очень экономно.

Правильно организованного оркестра еще не было; обыкновенно играли свои же граждане - музыканты на нескольких скрипках, виолончелях, кларнетах и флейтах. Лучшими скрипачами  были тогда учители певчих Осташковских церквей. Иногда впрочем приглашаемы были остатки оркестров гг. Толстых и Кушелевых.

В театре играли тогда из опер: «Филаткину свадьбу», «Мельника» и другие, из драм: «Лизу, или торжество благодарности», «Рекрутский набор», «Семейство Стариков» много других, немало водевилей и комедий. Последние исполнялись довольно хорошо. Из водевилей публика более всего любила пьесу: «Казак Стихотворец». Труппа актеров состояла только из мужчин; женщин и девиц на сцене еще не было. Костюмов театр тогда еще не имел, а каждый актер должен был сам приискивать для себя костюм, подходящей к его роли. От того случалось, что какой-нибудь французский генерал или испанский гранд бывал одет в обыкновенный русский сюртук и шинель, иногда разве с нашивкою каких-нибудь галунов и лент. И почти постоянно бывало так, что публика уже собирается в театр, а некоторые бедняки - актеры бегают по городу и собирают – у кого сюртук, у кого жилет, галстук, сапоги и проч.

И сборы денег за представления сначала были очень ничтожны, потому что публика еще не особенно привыкла к театру и мало посещала его, да при том всякий участвующий и не участвующий актер старался помещать на представления своих родных и знакомых, так что в иной спектакль, при самых ограниченных расходах, театрального сбора едва хватало на покрытие расходов. Иногда перепадало актерам за их труды, усердие и любовь к театру по нескольку рублей, иногда же – по нескольку десятков копеек.

С 1842 года устройство театра стало улучшаться. Любитель театра С.К. Савин старший с П.С. Уткиным порешили устроить в театре ложи, галереи вверху и внизу и партер, что и было ими исполнено в 1842 году. Все эти улучшения произведены были на средства, доставленные подпиской, в которой участвовали многие граждане Осташкова; но более половины всех нужных сумм пожертвовал дом Савиных. С этого времени выступили на сцену Осташковского театра и актрисы. Первою актрисою была девица Ольга Петровна Запутряева, за нею многие другие.

С этого же времени выбор пьес стал обширнее и исполнение их тщательнее; городская публика стала все более и более любить театр; поощряли его и офицеры стоявших в то время в Осташкове двух гренадерских батарей. Один из офицеров (А.Н. Обольянинов) принял такое участие в Осташковском общественном театре, что некоторое время дирижировал им: ставил пьесы, обучал молодых и неопытных актеров и оказывал некоторым из них материальную поддержку. Имея довольно обширную сценическую залу и довольно значительное число актеров, Осташковский театр мог давать на своей сцене многие из пьес, пользовавшихся успехом на столичных театрах. Распорядители держались дозволенных и уже игранных в Москве и Петербурге комедий, драм и водевилей, а потому не встречали некоторое время затруднений в разрешении пьес к представлению со стороны местной администрации. Но в феврале 1844 года городничему почему-то не вздумалось разрешить одну из выдержавших столичную театральную цензуру пьес к представлению на Осташковской сцене. Распорядитель театра (С.К. Савин) начал переписку с петербургскою администрацией и в сентябре того же года получил разрешение ставить на сцене 155 пьес, поименованных в присланном из III отделения Собственной Императорского Величества канцелярии реестре, беспрепятственно.

По смерти С.К. Савина заботы об устройстве театра принял брат его Ф.К. Савин обративший, прежде всего внимание на недостаток при театре хороших костюмов и бутафорских вещей. В короткое время сделан был большой запас всех этих принадлежностей театра, благодаря материальному пособию самого распорядителя и торговцев г. Осташкова, пожертвовавших много своих старомодных и залежавшихся товаров.

театр в Осташкове

театр в Осташкове (проект реконструкции)

Затем обращено было внимание на тесноту помещение в театре. Под полом здания вынуто на 1½ аршина земли и на 1 аршин поднят потолок театра. После этой переделки в нижней и верхней галереях зрители могли стоять и ходить свободно, между тем как прежде они должны были ходить нагнувшись. Тогда же устроены под сценою мужские и женские уборные; увеличено число лож с 9 до 11; галереи несколько расширены. С этого времени в театре могло уже поместиться до 500 зрителей.

Цены местам были таковы: 3 ложи средних и 2 боковых по 3 рубля, б лож боковых по 2 руб. 50 коп.; кресла: 1-го ряда по 1 руб., 2-го ряда по 75 коп., 3-го ряда по 60 коп.; стулья по 50 коп., остальные места в зале по 40 коп.; места в галерее наверху по 20 коп., в нижней галерее – по 10 коп. Полный сбор в это время достигал 145 рублей.

Но самое существенное улучшение, каким Осташковский театр обязан Ф.К. Савину состоит в устройстве постоянного оркестра при театре. Для достижения этой цели Ф.К. воспользовался тем обстоятельством, что Осташи издавна любители не только церковного пения, но и вообще музыки. Уже в конце прошлого столетия, в 1781 году, в Осташкове был стройный хор певчих; впоследствии же хоры певчих организовались при каждой из церквей г. Осташкова. Были между гражданами и такие любители музыки, которые (как напр. Шишелов и П.А. Северов) с учениками своими составляли небольшие оркестры и играли небольшие пьесы в антрактах театральных представлений. Но правильно организованного оркестра при театре, как сказано, не было.

Оркестр музыкантов театра

Оркестр музыкантов театра

В пятидесятых годах Ф.К. Савин составил оркестр из молодых людей, граждан Осташкова, имевших призвание к музыке; а одному из них, А.Ф. Елецкому, он дал возможность усовершенствовать свои познания в Петербурге. Результаты этих мер оказались очень благоприятными, и Осташковский театр получил возможность иметь собственную музыку, для уездного города весьма удовлетворительную. Оркестр состоит из 15 - 20 человек.

По словам старожилов и по личным наблюдениям пишущего эти строки, самым лучшим временем в жизни Осташковского театра были последние годы шестого и первые годы седьмого десятилетий (1855-1865 гг.). В это время на сцене его заметно больше, чем когда-либо, даровитых актеров и актрис. Но и в настоящее время (1879 год), несмотря на некоторую бедность в способных актерах (иные из прежних вовсе сошли со сцены, другие устарели), Осташковский театр представляет собою вполне отрадное явление.

Устройству театральной труппы, выбору и постановке пьес много содействовали в пятидесятых годах местные граждане – художники братья Колокольниковы: Михаил, Иван и Александр Яковлевичи, особенно первый. А с 1863 года своими советами и указаниями исполнителям много содействует успеху Осташковского театра Прасковья Ивановна Савина - Орлова, известная артистка столичных театров.

Пишущему эти строки, случалось быть на представлениях Осташковского театра много раз, и разу не приходилось видеть что-либо, могущее иметь вредное влияние на зрителей. Напротив: пьесы, насколько можно судить по личным наблюдением, даются преимущественно такие, которые и доступны пониманию большинства публики, и имеют в основе своей нравственную идею. Пересматривая афиши всех представлений в театре Осташков-ском за все время его существования, нельзя не придти к тому же заключению. Из пьес, какие давались на Осташковской сцене в последние годы, нелишним считаем отметить следующие: «Клара д,Обервиль», «Мещанин - Дворянин» Мольера, «Смерть или Честь» Полевого, «Завтрак у предводителя» Тургенева, «Горе от ума», «Параша Сибирячка», «Не в деньгах счастье», «Жизнь игрока», «Серафима Лафайль», «Станционный смотритель», «Не в свои сани не садись», «Ревизор», «Разбойники» Шиллера, «Материнское благословение», «Чужое добро в прок нейдет», «Дочь второго полка», «Бедность не порок», «Парижские нищие», «Гроза» Островского, «Лев Гурыч Синичкин», «Скользкий путь», «Свет не без добрых людей» Львова, «Жених из ножовой линии», «Ворона в павлиньих перьях», «Свои люди – сочтемся», «Федор Григорьевич Волков» Шаховского, «Карьера», «Заколдованный принц», «Испорченная жизнь», «Доходное место», «Мнимый больной» Мольера, «Праздничный сон до обеда», «Горячее сердце», «Воробушки», «Женитьба» Гоголя, «Свадьба Кречинского», «По духовному завещанию», «Светские ширмы», «К мировому», «В чужом пиру похмелье» и многие другие пьесы.

Что касается исполнения пьес, то оно заслуживает полной похвалы во всех тех случаях, когда сюжет пьес заимствован из русской жизни и когда обстановка их не особенно сложна. В пьесах иностранного происхождения промахи исполнителей неминуемы, вследствие незнания многих условий заграничной жизни, как современной, так и давно минувшей, и вследствие не совсем правильного произношение иностранных слов и имен. Нo благодаря силе природного дарования некоторых исполнителей, зритель весьма часто забывает упомянутые недостатки. Многими замечена наклонность Осташковских, как и вообще провинциальных актеров, браться за серьезные пьесы, требующие весьма опытных специалистов - исполнителей. Так на Осташковском театре давались, как мы видели выше, весьма серьезные вещи. Некоторые из этих пьес не могли вполне удаться, но тем не менее впечатление, произведенное ими на публику, вполне благотворно, так как публика ищет на театральной сцене не только искусного исполнения, но и поэтического выражения глубокой мысли, высокой нравственной идеи. Веселенький водевиль, сыгранный искусно, рассмешит публику, но не оставит глубокого впечатления; пьесы же великого драматурга, хотя и посредственно исполненные, ярко осветят перед зрителем тот или другой, общечеловеческий вопрос, дадут зрителю тот или другой полезный нравственный урок. Вот почему нельзя не сочувствовать предпочтению, какое оказывают Осташи серьезным пьесам перед пьесами легкого, игривого содержание. В этом отношении публика вполне сочувствует исполнителям.

Из нынешних исполнителей нельзя с особенным сочувствием не остановиться на Иване Павловиче Нечкине, трудящимся на Осташковской театральной сцене уже 25 лет. Особенно хорош он в пьесах Островского.

Заработок Осташковских актеров и актрис так ничтожен (в зиму лучший актер получает 60-70 руб., посредственный – 15-20 руб.), что посвятить себя исключительно сценическому искусству никто не может. Bсе исполнители имеют какой-нибудь настоящий заработок в ремесле, сцене же посвящают свободные часы; но в тоже время нельзя удивляться самоотвержению некоторых актеров, с увлечением отдающих сцене очень много времени.

Благодаря такому увлеченно исполнителей и уменью их угадать вкус публики, тeaтр сделался популярным учреждением в Осташкове. Некоторый недостаток в постоянных актерах восполняют иногда любители, между которыми нередко оказываются даровитые личности.

В заключение нашего очерка театра считаем не лишним представить следующие статистические данные из отчета о нем за 1875/6 год.

Исполнительниц в этом году было 14, исполнителей 23.

Представлений с 21 сентября по 15, февраля дано 15.

Денег собрано 1882 руб. 65 коп. Из них, по заведенному обычаю, на расходы по содержанию театра, как то: на отопление, ремонт, страхование здание, наем сторожа и проч., отчислено 25%, или 391 руб. 48 коп.

На расходы по постановке пьес и на оркестр отчислено 908 руб. 17 коп.

Артистам и артисткам за их труды досталось 593 руб., при чем:

От 65 р. до 45 р. получили 3 актрисы и 4 актера

– 45 р. до 30 р. – 1 – « –

– 30 р. до 20 р. – 1 – 3 –

– 20 р. до 10 р. – « – 1 –

– 10 р. до 5 р. – 3 – 1 –

– 5 р. до 50 к. – 4 – 7 –

Всего участвовало в представлениях 11 актрис и 14 актеров.

Среднее вознаграждение участвовавшим в представлениях актерам и актрисам 22 руб. 81 коп. за весь сезон, или за 15 представлений. Если же считать только те представление, в которых артисты участвовали, то выручки артистов распределяются следующим образом: Старшие артисты выручили за каждый спектакль, средним счетом, по 4 руб. 50 коп.

старшие артистки – по 3 руб. 5 коп.

После всего сказанного об Осташковском общественном театре, не можем не высказать нашего пожелания дальнейших успехов и усовершенствование этому учреждению, доступному для всего населения города и, несомненно, полезному.

Ваш отзыв

Обсуждение закрыто.