Оковцы

Святой Оковецкий источник

Оковецкий источник


Среди святынь Верхневолжья особо почитаются Оковцы. Это место явления двух чудотворных икон-Пресвятой Богородицы Одигитрии и Животворящего Креста Господня. Православная икона всегда была любима русским народом. Издавна на Руси и в России бытовало особое отношение к явленным и чудотворным образам, хотя грань между чудотворной и нечудотворной иконой не безусловна.Образ становится иконой через освящение. Освящается икона благодатью Пресвятого Духа, окропляется водой священной во имя Отца и Сына и Святого Духа; и только это делает образ иконой. Проявляя чудеса, становясь чудотворной, она из места прикровенного присутствия Божественной силы становится местом ее явления. Этим выявляет себя и отличается икона чудотворная от нечудотворной. Чудотворная икона преображает место своего явления, живущих здесь людей, а также всех тех, кто преодолевая большие препятствия и расстояния, приходил и приходит сюда.
В Верхневолжье на месте явления чудотворных икон возникло село Оковцы. Оно расположено в лесу, на берегу небольшой речки Пыршни, впадающей в реку Песочню, которая в Селижарове сливается с Волгой. Название село получило от «Оковецкого леса»-так в древности именовались леса Валдайской возвышенности. До конца XVIII столетия оно входило в состав Ржевского уезда, позднее-Осташковского, ныне это Селижаровский район Тверской области. Оковцы расположены на расстоянии 80 километров от Осташкова и Ржева.

Оковецкий храм

Оковецкий храм

Местность, где раскинулось это старинное село, удивительно красивая, возвышенности чередуются с большими низинами. В древности здесь были дремучие непроходимые леса, настоящая таежная глушь. На городище у берега реки Пыршня, в лесной чаще, где ныне стоит храм, в 1539 году явились две чудотворные иконы. Вскоре после этого и возведения здесь храма возникло неблоьшое селение, которое со временем стало центром Оковецкой волости.

Село Оковцы имеет богатую историю. В 1862 году студент Тверской духовной семинарии Василий Крылов составил и напечатал в Тверской губернской типографии брошюру «Историческая Записка о селе Оковцах и Чудотворных конах Пресвятыя Богородицы Одигитрии, Тверской епархии, Осташковского уезда». Это издание было передано в Императорский Исторический музей в Москве. В 1885 году осташковский протоиерей В.П.Успенский напечатал в Ржеве книгу «Историческая Записка о селе Оковцах и о явленных Оковецких Иконах Пресвятой Богородицы Одигитрии и Животворящего Креста». Автор подарил ее в библиотеку Московского Главного Архива Министерства иностранных дел. В 1912 году в Твери И. Токмаков на основе работ Василия Крылова и В.П.Успенского издал «Историческое и археологическое описание церкви села Оковец Осташковского уезда, Тверской губернии, в связи с историческим обзором о явленных Оковецких Иконах: Пресвятыя Богородицы Одигитрии и Животворящего Креста Господня». Эти работы представляют большой интерес как для исследователей, так и для современных читателей.

Самое первое упоминание об Оковцах относится к 1547 году и имеется в «Царственной книге», т.е. «Летописце царствования Царя Иоанна Васильевича от 7042 до 7061 года», изданном в 1769 году в Москве. В летописи под 1547 годом повествуется о побеге из Москвы опальных князей Михаила Глинского и Турунтая Пронского, которые после убийства мятежным народом московского князя Юрия Глинского в целях безопасности бежали из Москвы в Литву, но по дороге были захвачены князем Петром Шуйским в непроходимых лесах Ржевского уезда. В свое оправдание перед государем беглгцы заявили, что ехали «в Оковец помолиться Пречистой». К 1595 году относится первое упоминание об Оковецкой волости; оно имеется в грамоте цвря Федора Ивановича на пожалование земель по течению реки Волги.
В конце XVI-начале XVII столетия село Оковцы стало большим. В период польско-литовского нашествия начала XVII века оно сильно пострадало. С 1724 по 1764 годы село Оковцы вместе с Осташковской Патриаршей слободой находились под управлением дворян патриаршего дома Семена Никитина, Стефана Мещерского, Феодора Никифорова Рогозина, Дмитрия Васильева Базыкина, Константина Тимофеева, Никиты Григорьева, Стефана Селеховского, Матвея Феодорова Селезнева и Василия Григорьева. После церковной реформы 1764 года, когда от монастырей, архиерейских домов и церквей крестьяне переводились в ведомство Коллегии экономии, жители села Оковцы имели права, аналогичные государственным крестьянам. В 1856 году в приходе Оковецкого храма числилось 1078 мужчин и 1255 женщин; в 1911 году-667 домов, 1974 мужчины и 2176 женщин. В XX столетии судьба крестьян села Оковцы сложилась так же, как и у тысяч других крестьян России.

Оковцы - чудотворные иконы

Чудотворные иконы

Отдельная удивительная страница Оковец связана с чудесным явлением двух икон. Существует «Сказание о чудотворных иконах Пресвятой Богородицы Одигитрии и Животворящего Креста Господня», повествующее, как они появились в Оковах. Это «Сказание» содержала древняя рукопись, хранившаяся в Оковецкой церкви. Когда и кто составил эту рукопись-неизвестно. «Сказание» об иконах было напечатано в различных изданиях XIX века: «Слава Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, открывшаяся в явлении чудотворных Ея Икон в России» (часть III, отд. 2-е, Москва, 1853 г.), «Из описания Славянских рукописей в Библиотеке.Свято-Троицкой Сергиевой лавры» (часть III, издание Императорского Общества истории и древностей Российских при Московском университете, 1879 год), в словаре известного историка Русской Православной Церкви П.М.Строева, а также в трудах Василия Крылова, протоиерея В.П.Успенского и И.Ф.Токмакова, которые упоминались ранее.

По исследованиям Т.В.Барсегян, ныне самый ранний сохранившийся рукописный список «Сказания» относится к 1630 году и находится в Минеи-Четьи за июль, составленный иноком из Старицы Германом Тулуповым для Троице -Сергиевой Лавры. Рукопись на церковно-славянском языке, написана полууставом, ныне хранится в рукописном отделе Российской Государственной библиотеки, в фонде Троице-Сергиевой Лавры. Интересно отметить, что в этой же Минеи-Четьи находится самое раннее ныне сохранившееся Житие преподобного Нила Столобенского Чудотворца.

«Сказание» об Оковецких иконах имеет четыре раздела: 1-история явления чудотворных образов в Оковцах, доклад об этом и чудесах от икон великому князю московскому и митрополиту, о построении на месте явления храмов-во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии с приделом святителя Николая и во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня.; 2- о принесении явленных Оковецких икон в Москву и возвращение их оттуда; 3-очудесах при явленных иконах; 4-о чуде с новгородским иереем и его дочерью, страдавших от глазной болезни в 1660 году.

В «Сказании» говорится, что «в лето 7047 (1539) года, во дни державного и благочестивого царя и великого князя Иоанна Васильевича, всея России благоволил Бог подать людям своим, жаждущим в пределах града Ржева-Владимирова, на краюОковецкой волости, свыше дарование чудес и тем милостиво призреть на христианский род-явление чудотворной иконы родившей Его Богоматери».
Иконы явились в лесной глуши; здесь же находилось древнее городище, а поблизости располагались деревни Дрябки и Клочки. Среди их крестьян были «хищники» -жившие разбоем селяне Иван по прозвищу Пономарев и его родной дядя Ермолай. Они договорились с «хищниками» из Клочков угнать и привести на условное место двух лошадей и двух коров. Быстро выполнив свой договор, Иван и Ермолай пришли с добычей на условное место в лесу. Войдя на Пыршневское городище, они увидели «чудо из чудес»: там сияло великое и преисполненное светом светило, там струились потоки из неизмеримых глубин неведомого сотворенного Божественного богатства премудрости; там открывалась сокровищница благодатных исцелений. То была икона на древе Честного Животворящего Креста Господня.

Сначала крестьяне не поняли, что происходит, чудо явления иконы они посчитали наваждением и убежали с этого места. От проходивших мимо лесной чащи людей «хищники» слышали, что в этом лесу стоит протяжный звон. Ермолай предложил племяннику пойти на городище и поискать там драгоценный клад. На городище они не нашли никаких ценностей, увидели лишь икону Креста Господня, укрепленную на сосне.

Оковцы - святой источник

Оковецкий источник

Ермолай с племянником рассказали о случившемся в деревне Клочки. Крестьяне не сразу поверили словам Ермолая, пошли в лес и действительно нашли икону Честного Животворящего Креста Господня. А другую чудотворную икону Богородицы никто не заметил, она была в самой чаще леса. Как повествует далее «Сказание», житель деревни Клочки по имени Исидор направился за 10 верст к Спасу на погост, чтобы пригласить из этого храма священника совершить в доме молебен. Но Исидору не удалось найти батюшку, поскольку все были на праздничной службе в храме. Исидор решил идти к иноку Стефану из Свято-Троицкого монастыря в Селижарове и рассказать о явленной иконе на древнем городище. И тогда, собрав множество народа, Стефан и Исидор отправились в лес. Это было в день Пятидесятницы, то есть в день сошествия Святого Духа на святых учеников Иисуса Христа-Апостолов; люди пришли на городище, и все увидели икону Креста Господня. Народ возрадовался, поклонился явленному образу. Люди любовались прекрасными могучими лесами, многоцветием полевых трав. А между тем налетел буйный ветер, окрестность погрузилась в глубокий мрак, а на городище воздух сиял. И в это время инок Стефан и все присутствовавшие люди ясно увидели на сосне чудотворную икону Пресвятой Богородицы Одигитрии с Младенцем сидевшим на ее руке, и тут же предстоял святитель Николай.

Инок Стефан с трепетом прикоснулся к чудотворному Богородичному образу. И как только он обрел чудотворный образ, началась страшная буря, подул сильный ветер как бы от иконы, поднялся неистовый шум, но ярче прежнего стал сиять повсюду необыкновенный свет. Народ пребывал в страхе, трепете и великом изумлении, дивясь такому необыкновенному свету.
Чудотворная Богородичная икона была небольшая, «сочинения и письма древних иконописцев». На Ржевской иконе рпедставлено традиционное поясное изображение Богоматери типа Одигитрия (с греческого-»путеводительница»). Богородица левой рукой держит младенца Христа, Ее правая рука, согнутая в локте, обращена к Сыну. Этим жестом Пресвятая Дева Мария как бы указывает предстоящим перед ней путь- путь к Христу, к Истине. Это подчеркивается и композиционным построением иконы. Фигура Младенца представлена строго фронтально, а Богоматерь нежно преклоняет голву к Сыну. За Богоматерью с Младенцем-святитель Николай. На Оковецкой иконе, как и требует церковный канон, условно и конкретно изображается Оковецкий лес, река Пыршня и сосна, на которой явилась небольшая икона Честного Креста Господня. На многих иконах конца XVIII-начала XX столетий имеется надпись с указанием названия этой реки.

Отдельно икона Креста и Ржевского образа Богоматери создавали в основном в древности. Подобный образ Богородицы находился в архиерейских покоях Нило-Столобенской пустыни. К этой традиции возвращаются и современные иконописцы; так, московские мастера во вновь открытый в 1990-е годы Оковецкий храм написали большую храмовую Ржевскую икону Богоматери.

Древняя рукопись «Сказания» указывала, что в первый день по Пятидесятнице, на неделе Всех Святых, 25человек получили исцеление благодатью от Бога и родившей его Богоматери. Инок Стефан, видя так обильно изливающуюся благодать Божию, описал явление и обретение чудотворных икон, а также чудеса исцеления от них. С этим описанием он отправился в Москву, по пути записки передал Ржевскому наместнику Иоанну Морозову.

В Москве инока Стефана представили митрополиту Иоасафу, который собрал собор, чтобы обсудить сведения о явленных иконах. В это время в Москву из Ржева пришли священник Григорий и с ним 4 человека-»поселяне из лучших людей Оковецкой волости» с донесением о совершенных при чудотворных иконах исцелениях (более 150 больных).

После этого государь приказал на месте обретения икон поставить церкви-во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы Одигитрии с приделом святителя Николая.

О чудотворных иконах, даровавших исцеление, быстро разнеслась слава по Русской Земле.

22 января 1540 года Оковецкие иконы были принесены в Москву, где находились до июля. В столице с икон сделали списки (копии), которые поместили в церкви, построенной во имя Ржевской иконы Богоматери, находившейся у Пречистенских ворот. В 1540 году иконы были возвращены в Оковцы.

Жители Верхневолжья свято почитали явленные Оковецкие иконы. В смутное время нвчала XVII столетия, когда Верхневолжье было сильно разорено польско-литовским нашествием, чудотворные образы из Оковец были перенесены в Новгород и установлены в храме Успения Пресвятой Богородицы на Торговой стороне, поблизости от Волхова. Оковецкие иконы в Новгороде, скорее всего, находились до 1667 года, а после восстановления села Оковцы, принадлежащего Патриарху Московскому и всея Руси, иконы вновь перенесли сюда. В Новгороде в Успенской церкви на Торговой стороне оставили список с Оковецких икон, который находился здесь до XX столетия.

Русская Православная Церковь установила праздник почитания чудотворных Оковецких икон 11 июля (24 июля по новому стилю), вероятно, со времени их явления. С XVII века празднование стали помещать в святцах.

Святыней почитался храм в селе Оковцы. Первые деревянные храмы были разрушены во время польско-литовского нашествия в начале XVII века, жителям удалось спасти чудотворные иконы и перенести их в Новгород. Новые деревянные церкви построили в 1667 году, в них через год вернули явленные Оковецкие иконы. В 1750 году начали на городище возводить каменный храм. Строителем стал каменных дел мастер из Осташкова Иван Семенов Мосягин. Известно, что в Ниловой пустыни он построил конный двор, амбары, погреб-ледник, завершил работы на настоятельском корпусе.

Оковецкую церковь строили в несколько этапов. Сначала-храм, имевший характерную для того времени композицию «восьмерик на двусветном четверике», с запада к нему примыкала трапезная церковь, что было характерно для древних храмов. В 1755-1756 годах к трапезной, над входом в церковь, построили небольшую звонницу. Разобрали второй деревянный храм, вместо него с южной стороны церкви в 1767-1770 годах устроили придел.

В XIX-начале XX века храм в Оковцах был значительно перестроен. В 1874 году вместо первоначальной возвели новую обширную четырехстолпную с двумя приделами трапезную церковь. Все эти работы велись под руководством Афанасия Егорова, ржевского мещанина.

Святой Оковецкий источник

Святой Оковецкий источник

В трех километрах от Оковецкого храма, у берега реки Пыршни, имеется святой источник. Над ним в начале XX века устроили бетонный колодец, установили металлическую сень с главкой и крестом.
Рядом с колодцем была часовня, а также купальни.

В 1920-е годы храм закрыли, явленные иконы исчезли. В XX столетии жители села Оковцы не смогли сберечь свои святыни. В советское время в Оковецком храме размещали клуб, машинно-тракторную станцию. В конце 1990-х годов возобновили Богослужение в храме. Храм начал восстанавливаться.

Святой Оковецкий источник

Купель

В 1996 году на праздник Оковецких чудотворных икон, был восстановлен святой Оковецкий источник. С этого времени постоянно приходят к нему люди и получают исцеление, как в прежние годы.

И как в прежние времена, эти места святы для Осташей

(по материалам книги Т.В.Барсегян «Земля истока»)

Ваш отзыв

Обсуждение закрыто.