Строительство железной дороги в Осташкове

Образованные люди Осташкова видели большую пользу и выгоду от развития водных и сухопутных коммуникаций.

Строительство железной дороги в Осташкове

Строительство моста через Селижаровскую протоку в Осташкове

В 1880 году предводителем дворянства Осташковского уезда С.П.Уткиным, окончившим Санкт-Петербургский университет, была прочитана на заседании уездного земского собрания записка гласного С.А.Шиманского, бывшего ранее предводителем дворянства, воспитывавшегося в Институте корпуса путей сообщения и участвовавшего в сооружении Верхневолжского бейшлота. Предлагалось выйти с ходатайством в комиссию под председательством графа Баранова о соединении Осташкова с Николаевскою (ныне Октябрьская) железною дорогою «каким-либо более удобным сообщением, как, например, паровою железною, железно-конною дорогою или шоссе». После весьма продолжительных прений, в которых принимало участие почти всё собрание, отнёсшееся к предложению г. Шиманского весьма сочувственно, и, имея ввиду громадную пользу для всего края от постройки питательной ветви, было принято постановление: «поручить Управе теперь же собрать все необходимые о количестве грузов сведения и избрать г. Шиманского депутатом от Осташковского земства для ходатайства в комиссии».

Строительство железной дороги в Осташкове

Строительство полотна железной дороги

Однако удачной стала лишь следующая попытка ходатайства о строительстве железной дороги в Осташков, осуществлённая очередным уездным предводителем дворянства А.А.Кушелевым. Андрей Андреевич Кушелев, представитель дворянского рода Кушелевых, чьё фамильное имя Андрей увековечилось в названии города Андреаполь, родился 5 июня 1854 года. Десяти лет от роду он был определён в Пажеский корпус, а через восемь лет пожалован в камер-пажи. В 1872-1884 годах служил в лейб-гвардии Измайловском полку, затем был уволен в отставку в чине капитана с правом ношения мундира. С 1884 года он состоял почётным мировым судьёй по Осташковскому уезду, а в 1891-1896 годах был земским начальником 8-го участка этого же уезда.

Строительство железной дороги в Осташкове

Геодезисты

В октябре 1896 года действительный статский советник А.А.Кушелев стал предводителем дворянства Осташковского уезда, который и доказал необходимиость в строительстве данной дороги.  16 июня 1899 года состоялся молебен по случаю начала производства изысканий по строительству железной дороги от города Осташкова на станцию Двина. Так Бологое-Полоцкая железная дорога (БПЖД, что острые на язык осташи расшифровывали, как «Боже, помоги живому доехать»), пролегла по нашему городу. За содействие в ходатайстве о строительстве железнодорожной линии на город Осташков Андрей Андреевич Кушелев был удостоен городской Думой звания Почётного гражданина города Осташкова.

Осташков - строительство железной дороги

1) О.А. Кетлер, 2) М.С. Цвылев, 3) Н.И. Спешилов, 4) П.Н. Шереметев, 5) А.Ф. Эндимонов, 6) И.К. Вильчинский, 7) Н.М. Сатин, 8) Н.Н. Федоров, 9) А.В. Диков, 10) П.А. Балуев

В 1902 году, 2 апреля, в городе Осташкове происходило всеобщее радостное настроение по случаю приезда инженеров для открытия работ по постройке железнодорожной линии Бологое – Седлец.

Помещая портреты строителей Осташковского участка стройки Бологое – Седлецкой железной дороги, считаем не лишним сообщить и биографические сведения о каждом из них.

1. Александр Николаевич Рыжов, сын дворянина, родился в С.-Петербурге в 1858 году. В 1880 году окончил курс образования в С.-Петербургском Университете по физико-математическому факультету, а в 1883 году – в Институте инженеров путей сообщения. Кроме технических должностей по Министерству Путей Сообщения, участвовал в постройке Уссурийской железной дороги, был начальником изысканий и постройки Бердянской железной Дороги и железно-дорожных ветвей в Донецком бассейне. 1-го июля 1901 года – начальником изысканий, а с 1-го марта, 1902 года – строителем Бологое – Полоцкой Железной дороги.

2. Начальник участка, инженер путей сообщения Олег Александрович Кетлер.

В 1889 году был на Польских железных дорогах. В 1890 году на постройке ветвей Рязанско-Козловской железной дороги. В 1891 году на Харьково-Николаевской железной дороге, где между прочим принимал участие в постройке Николаевского элеватора. С 1892 по 1897 год был в Омскe начальником дистанции на изысканиях и постройке Западно-Сибирской жел. дор. С 1897 по 1900 г. строил в гор. Козельске (между гор. Белевым и Сухиничи) – Данково-Смоленскую жел. дор. В 1900 г. был на изысканиях по Восточному склону Урала и вел линию Ирбит, Туринск, Тавда и в лесах северной части Тобольской губернни. В 1901 г. вел изыскания Бологое-Полоцкой линии в пределах Великолуцкого и Торопецкого уездов до границы с Осташковским уездом и  Осташковского участка постройки Бологое-Полоцкой линии.

3. Заместитель инженера О.А. Кетлера, начальник первой дистанции, инженер путей сообщения и инженер-технолог Михаил Степанович Цвылев.

Был в 1890 и 1891 году на изысканиях в средней России и на Кавказе. Служил с 1892 по 1896 год сперва на изысканиях, после начальником дистанции на постройке на Западно-Сибирской жел. дор. С 1896 по 1898 год служил там же начальником участка на эксплуатации. В 1900 году был заместителем начальника изысканий по Восточному склону Урала и вел линию Ирбит, Алапаевский завод – к Невьянскому заводу. В 1901 году вел линию изысканий Бологое-Седлецкой жел. дор. от Полоцка на запад к городу Лиде.

С 1902 года, - заместителем инженера Кетлера, строитель линии от станции Черный Дор до дер. Замошье, и строитель станции Осташков и моста через озеро Селигер.

4. Техник Николай Иванович Спешилов, помощник инженера Цвылева.

Был с 1887 по 1889 год десятником и дорожным мастером на Пермь-Тюменской жел. дор. С 1893 по 1901 г. служил сперва десятником и дорожным мастером, затем старшим дорожным мастером и техником на всех постройках и изысканиях, на которых работал инженер Кетлер – переходя с ним последовательно с одной работы на другую. Часть 1902 года прослужил земским техником в гор. Торопце, после чего перешел помощником инженера Цвылева.
5. Инженер путей сообщения Павел Николаевич Шереметев начальник второй дистанции, строитель станции Коча и линии железной дороги от дер. Замошья до дер. Занепречье.
Был с 1896 по 1903 год последовательно – на постройке Западно-Сибирской жел. дор., на гидротехнических изысканиях инженера Жилинского, на постройке Бердянской жел. дор., на эксплуатации Екатерининской жел. дор., на изысканиях железно-дорожных линий в Донецком бассейне и на постройке второй Екатерининской жел. дор.
6. Инженер путей сообщения Александр Федорович Эндимонов. Начальник третьей дистанции, строитель станции Пено, моста через реку  Волгу и линии железной дороги от дер. Занепречье до дер. Соблаго.
В 1895 и 1896 гг. был на постройке Вологдо-Архангельской жел. дор. В 1897 г. на изысканиях Самарканд-Ташкенской жел. дор. С 1898 по 1902 г. работал на постройке Петербург-Витебской стройке Петербург-Витебской линии железной дороги – на линии и в управлении, в техническом отделе. На настоящей должности служит с 1902 года.
7. Техник путей сообщения Иосиф Константинович Вильчинский, помощник инженера Эндимонова.

В 1888 году служил на постройке Новоселицких ветвей. С 1893 по 1897 год служил на постройке Средне-Сибирской жел. дор. С 1897 по 1901 г. был начальником дистанции в Обществе Московско-Казанской жел. дор. С 1901 по 1902 год был на Московско-Кыштынских изысканиях, после чего перешел на Бологое-Полоцкую постройку.
8. Инженер путей сообщения Никита Михайлович Сатин. Начальник четвертой дистанции, строитель станции Охват и линии железной дороги от дер. Соблаго до границы с Псковской губернией.

В1898 и 1899 гг. был на постройке Пермь-Котласской; жел. дор. В 1900 г. был на эксплуатации Уральско-Горнозаводской жел. дор. С 1902 года назначен на окончательные изыскания и постройку Бологое-Полоцкой жел. дор.
9. Кончивший курс в Московском Инженерном училище Николай Николаевич Федоров – помощник инженера Сатина.

В 1901 году был на изысканиях Круго-Московской I жел. дор. С 1902 г. назначен на занимаемую должностью
10. Инженер путей сообщения Алексей Владимирович Диков. Заведующий техническим отделом в конторе инженера Кетлера.

Был в 1900 и 1901 годах на Кавказских дорогах. На постройке служит с 1902 года.

и 11. Заведующий счетоводством и делопроизводством в конторe инженера Кетлера – Павел Александрович Балуев.

С 1883 по 1898 год прошел последовательно на Московско-Курской и Курско-Харьково-Азовской (позднее Ceвостопольской) дорогах ряд должностей по службе движения, телеграфа, коммерческой службе и счетоводству. С 1898 по 1902 г. был сперва счетоводом, затем старшим счетоводом на постройке Керченской ветви. На постройку Бологое-Полоцкой линии поступил в 1902 году.

Осташков - молебен по случаю закладки вокзала

Молебен по случаю закладки вокзала

В 1903 году 11 мая, был совершен молебен на месте будущей станции: «Осташков» по случаю закладки вокзала.

(по материалам А.В.Васильева)

Ваш отзыв

Обсуждение закрыто.