Осташков-образец Российского градоустройства

Осташков - общий вид

Осташков

Осташков-маленький древнерусский город, один из 115 исторических городов России. Он причудливо раскинулся на плоском полуострове озера Селигер. Город удивительный и интересный, кварталы его старинных одноэтажных и двухэтажных домов, утопающих в зелени высоких деревьев, с тонкими ажурными очертаниями разноцветных колоколен, ритмично расставленных по всему полуострову, как бы поднимаются из глубин Селигера… В позапрошлом веке Осташков привлекал пристальное внимание писателей, публицистов, художников, путешественников; здесь побывали А. Н. Островский, П. В. Киреевский, В. А. Слепцов, И.И. Шишкин, П. А. Рябушкин, С.М. Прокудин-Горский и многие другие известные деятели русской культуры. И это было не случайно: Осташков считался образцом градоустройства в России. В этом городе сложились свои уникальные историко-культурные традиции, своеобразный уклад жизни. Это нашло яркое и образное отражение в облике, колорите Осташкова . Несмотря на многочисленные исторические и культурные утраты, до настоящего времени город представляет значительный архитектурно-градостроительный и культурологический интерес. Наблюдается некая преемственность культурных традиций. Природные условия, духовные традиции, чуткость людей ко всему красивому, любовь к Осташкову , Земле Волговерховья- эти черты можно определить как основу формирования уникального, неповторимого облика этого древнерусского города, уклада жизни горожан, их занятий. Датой основания Осташкова считается первое письменное упоминание о городе 1371 года. Это грамота литовского князя Ольгерда патриарху Константинопольскому, в которой значится город Кличен. Кличенская крепость предшествовала Осташкову , была разрушена в 1393 году, после чего ее возобновили на новом месте- на полуострове, где начал строиться новый город.
Центры древнерусских городов часто разоряли, после чего одни восстанавливались на прежнем месте, другие основывались заново, третьи- просо прекращали свое существование. Ныне Кличен- лесопарк, входит в черту современного Осташкова . Особенность древнерусских земель, где возник Осташков ,- раннее принятие христианства, а также то, что в средние века это был преимущественно район церковно- монастырского землевладения. До конца XVIII столетия основное население Осташкова - крестьяне духовного ведомства Иосифо-Волоколамского и Пафнутие- Боровского монастырей, а также сначала Московского митрополита, позднее-Патриаршие. Именно эти обстоятельства во многом определили характер жителей города, уклад их жизни, культуру.

Известный русский исследователь- статистик XIX века В. Покровский, описывая Осташков , быт его горожан, отмечал, что отличительная черта осташей- то, что они традиционно церковные люди. «Нигде, кроме Осташкова , нет следующего характерного обычая, когда родные и знакомые возвращаются с кладбища, после похорон, то каждый из них подходит к членам осиротелой семьи, приветствуя их словами: «поздравляю Вас с памятью», а их благодарят за поздравления. Обычай такого поздравления покоится на твердой и живой вере в лучшую будущую жизнь. Ни в чем так не проявляется религиозность осташей как в том благолепии, с каким благоговением они чтут память своих усопших родственников… В установленные церковью дни обязанность поминовения умерших родных свято соблюдается, притом не только в первые годы по кончине, но и в последующие. В день Ангела и в день кончины лиц очень давно умерших совершается по ним поминовение внуками, правнуками, праправнуками» (Покровский В.-описание города Осташкова ). И эта святая память объединяла житеоей Осташкова в рвзные периоды истории, была основой любви. И поэтому понятны строки стихов И. И. Лажечникова:
Славься, город Осташков ,
Славься, город наш родной!
Славься не своим богатством,
Не торговлею своей,
А любовью, крепким братством
Ты своей семьи детей.
Важную роль в жизни людей играл и календарь города, в котором жили святая память, воспоминания о духовных ценностях, что делало жизнь каждого человека исторически значимой. Космический годовой круг освящался кругом совершаемых церковью Богослужебных действ. Календарь города содержал традиционные праздники, а также местночтимые.

Цикл зимних праздников открывался 25 декабря (7 января) Рождеством Христовым. Это как бы сотворение жизни заново. В рождественскую ночь на улицах древнего Осташкова ждали появления на небе звезды; ходили и пели рождественские песни-колядки.

19 января-Крещение (Богоявление Господне), это праздник света. В Осташкове в этот праздник на озере устраивали » иордань» (делали на льду прорубь), опускали священный крест, читали молитвы на освящение воды. Большой яркий праздник.

Сретенье Господне-0тмечалось в феврале. Радость ветхозаветных обетований. Праздник строгий, в его песнопениях нарастает покаяние. В народе этот день считался встречей зимы и лета.

Весенний праздник Благовещение, когда совершается таинство, превышающее границы человеческого сознания-вочеловечение Божие. Благовещенное Архангелом Гавриилом было и конечным испытанием Приснодевы Марии. В руках Марии было спасение всего человеческого рода. По старому календарю весна считалась началом года, начаом сотворения Богом Земли, воды, небесной тверди, растений, человека. В Осташкове в марте занимались подготовкой снастей для рыбной ловли, лодок, сетей.

Вербному Воскресенью, или Входу Господа в Иерусалим, предшествует страстная неделя. Здесь не только великая печаль, но близость грядущего Воскресения Христова. К этому дню обязательно украшают дома, да и весь город; моют и чистят окна, полы; ежегодно белят печки в домах.

Пасха, Светлое Христово Воскресение. Конец Великого поста. Праздничная неделя, главное в этом празднике-Воскресение жизни, смерть-смерти-конечный всерадостный смысл «Евангелия». Поминание усопших. В Осташкове это особо большой праздник: одна из самых больших церквей посвящена Воскресению Христову.
На сороковой день после Пасхи-Вознесенье Господне. Уже есть весть о втором пришествии Иисуса Христа. Сорок дней Иисус Христос пребывал на земле. В «Вознесении» есть как бы утрата: принятие Иисусом Христом царства Божия, Спаситель покидает свою мать, учеников. В Знаменском монастыре Осташкова был Вознесенский собор. Для горожан наступали летние житейские заботы: работа на огороде, сбор первых ягод в лесу.

День Святой Троицы, Пятидесятницы, восьмая неделя после Пасхи. Церковь в этом празднике определялась как царство Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. В Осташкове большой праздник-городской собор посвящен Святой Троице. Праздник лета; украшаются березами и полевыми цветами храмы, иконы, дома.

День Святого Духа-следующий после Троицы-Духов День. По народным приметам определяли погоду по этому дню на все лето.

19 августа-Преображение Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В Преображении Пресвятая Троица явила себя по преимуществу во славе несотворенного Божественного света. Этот Божественный свет может воспринимать человек. Праздник веселый, радостный. Освящение первых яблок, меда. Народное название праздника-Яблочный Спас. В центре Осташкова был Спсо-Преображенский храм.

28 августа-Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Строгий Успенский пост. За Успением следует Ее чудесное Вознесение и Спасение.

С 14 (1 по старому стилю) сентября наступает церковное новолетие.

21 сентября-Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

27 сентября- Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Крест-орудие Христовой победы над грехом и смертью. Праздник не только обретения Креста, но и прославления Креста как спасительного знамени церкви. Не только видимого креста, но и креста как силы Божьей. В Осташкове Крестовоздвиженская церковь была на кладбище. К этому времени жители города прекращали все сельскохозяйственные работы; в лесу собирали поздние ягоды и грибы; готовили запасы на долгую зиму.

14 октября-Покров Богоматери. К этому времени прекращались все строительные работы.

4 декабря-Введение во храм Пресвятой Владычицы Приснодевы Марии. Местное название Веденье. В этот день всегда отмечается оттепель.

Торжественны и значимы для жителей Осташкова были и местночтимые праздники.
6 мая-день памяти Великомученика Георгия Победоносца. Первый храм в городской крепости Кличен, предшественнице города Осташкова , был посвящен Георгию Победоносцу. В этот день («на Егория») впервые выгоняли скот в поле.

14 мая отмечали день памяти преподобного Пафнутия Боровского. Из Троицкого городского собора свершался крестный ход к часовне деревни Емши, находившейся у окраины Осташкова .

9 июня-день Обретения святых мощей преподобного Нила Столобенского, устраивался грандиозный крестный ход на остров Столобное, в монастырь Нилова пустынь. Время завершения весеннего сева.

21 июля-день Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Вокруг городского Троицкого собора шел крестный ход. Казанская икона Богоматери особо почиталась с 1831 года, когда она оградила Осташков от холеры.

10 августа-день Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии), покровительницы Осташкова .

10 декабря-праздник иконы Божией Матери «Знамение», особое торжество в осташковском Знаменском монастыре.

20 декабря-день памяти преподобного Нила Столобенского и чудотворной Владимирской-Селигерской иконы Богоматери.

В Осташкове особо почитался преподобный Нил Столобенский. Святынями являлись и древнейшие иконы-Георгия Победоносца на коне, Параскевы Пятницы из Георгиевской церкви в Кличенской крепости (XII-XIV века) со Старого городища (они находились в Троицком соборе),Смоленской Божией Матери Одигитрии с крепостной стены (с XVIII века помещалась в Смоленском соборе Житенного монастыря), Спас Нерукотворный, Святитель Николай из Троицкого собора, иконы Знамение Пресвятой Богородицы из Знаменского женского монастыря, Нила Столобенского (конца XVI-начала XVII веков) из монастыря Нилова пустынь; Богоматерь Владимирская-Селигерская (Владимирская икона Богоматери XV века, с которой пришел из Псковских земель преподобный Нил Столобенский).

К началу XX столетия из жизни горожан ушли многие старинные обряды и традиции, неизменными оставались древние свадебные обряды, а характерной чертой осташей продолжала оставаться набожность, заключающаяся не только в благоговейном исполнении предписанных церковью обрядов и установок, но и в стремлении осуществить в жизни христианские начала сообразно тому, как они здесь понимаются.

Религиозное чувство жителей Осташкова проявлялось в установлении многочисленных крестныхходов и церковных торжеств. Крестные ходы совершались во многие праздники, в дни общественных бедствий (например, моровых поветрий) и их годовщины, со множеством хоругвей и икон.
Еще в начале XVII века осташи усердно жертвовали монастырю Ниловой пустыни и дворы, и лавки, и амбарные места. В 1673 году они усердно содействовали основанию близ Осташкова Знаменского женского монастыря, а в 1716 году, несмотря на сильное препятствие, они положили основание на Житенном острове мужскому Житенномк монастырю.

В 1717 году, 19 мая, жители Осташкова , узнав о нападении на Нилову пустынь шайки воровских людей, нагнали эту шайку и разбили ее.

Благочестивая настроенность осташковских жителей выражалась и в их благотворительности. В дни великих праздников, в дни именин, особенно старших членов семейства, осташи считали долгом подаяние и хлеб-соль в богадельню, воспитательные дома, больницы и тюрьмы.

Ни в одном из городов в Тверской губернии не случалось видеть такой заботы граждан о внешнем благолепии храмов, о том, чтобы в каждой церкви был стройный хор певчих, чтобы церковная служба в праздничные и даже в непраздничные дни была величественна, а церковное пение- стройное.

Кроме религиозности, жители Осташкова отличались приветливостью в обращении и гостеприимством. Всякий семейный праздник служит для осташа поводом собрать у себя близких родных и знакомых и угостить их. В гостеприимстве своем коренной осташ не различает сословий и состояний; купец и дворянин, мещанин и крестьянин, духовное лицо и чиновник-все одинаково пользуются вниманием хозяина, и из гостей никто ни к кому не показывает пренебрежения. Обычай этот сохранился от глубокой старины, и хотя в XIX веке класс богатых людей стал заметно выделяться из массы, тем не менее, редко где можно было встретить такое общение между различными слоями общества, какое еще существовало в Осташкове .

Все эти сведения ученого-статистика Владимира Покровского показывают, что высокая духовность была основой уклада жизни горожан, делала жизнь полнокровной, гармоничной; и маленький этот городок был образцом градоустройства. Большое внимание уделялось красоте и благоустройству Осташкова . «Осташи любят свой родной город, гордятся им, его полезными учреждениями и обычаями, …не равнодушны к делам общественным»-отмечал В. Покровский. Еще с начала XIX века здесь началось мощение улиц и площадей. Жители по собственному желпнию прокапывали возле домов канавки, замащивали их досками, сажали деревья, а в низких и грязных улицах делали мостовые из досок или тонких слег.

Осташков - Миллионная ул. вид с бульвара

Осташков - Миллионная ул. вид с бульвара

На Торговой площади был устроен бульвар. Сотрудник журнала «Современник» писатель В. А. Слепцов, специально посетивший в 1860-е годы Осташков , чтобы познакомиться с его образцовым градоустроцством, писал: «Бульвар, действительно, устроен очень мило, он тянется от Торговой площади по направлению дома городского головы Савина и содержится в большом порядке: березки все подстрижены и с подпорками, дорожки усыпаны песком, даже сбоку приделан небольшой пруд с крошечным островком, и на островочке березка».

Осташков - Набережный сад

Осташков - Набережный сад

В середине XIX столетия был открыт городской сад у водной пристани-Набережный сад. Возник сад и на Житенном острове. В 1863 году Ф.К.Савин, глава города, владелец кожевенного завода, построил дамбу, соединившую остров с городом, укрепленную сваями и диким камнем. В середине дамбы был сделан пролив с мостом. Насыпь обсадили деревьями, а в саду за Житенным монастырем построили множество беседок и крутых декоративных мостиков. Входы в городские сады были отмечены столбиками с резными изображениями ершей символом древнего рыбного промысла горожан.

Многочисленные путешественники, посещавшие в середине XIX века Осташков , восхищались уровнем общественного устройства, благотворительностью, культурой горожан. В Осташкове с 1833 года существует публичная библиотека, инициаторами и создателями которой были сами жители города, пожертвовавшие для этой цели книги из личных собраний.

Театр - Осташков

Осташков - театр

В 1805 году был открыт общественный театр.
В 1843 году в Осташкове организовали одну из первых в России общественных пожарных команд. Нести службу здесь было почетно. В. Покровский отмечал, что организация пожарной части Осташкова доведена до высокого совершенства.

 

Пожарное депо - Осташков

Осташков - пожарное депо

Граждане- пожарные исполняют свою обязанность усердно, движимые сознанием долга, помогают ближнему в несчастии. Все пожарные знают свое дело, что показали многие опыты; сверх знания дела они изумляют своею отважностью при тушении огня. Это высокое достоинство пожарной организации Осташкова в 1862 году было признано правительством, которое нашло ее образцовым для других городов.

Осташков - первый уездный город, в котором был открыт воспитательный дом для детей-сирот и незаконнорожденных. Из других благотворительных заведений следует назвать дом призрения инвалидов и богадельню (при приходе Воскресенского собора).

Широко была распространена грамота среди населения Осташкова : в конце позапршлого века 90% мужского населения было грамотным, среди женщин-80%. «В нравах населения Осташкова , в забавах и развлечениях, в общении друг с другом, с посторонними не встречается такой грубости, какя замечается во многих наших уездных городах,-писал В. Покровский.- В будни Осташков имеет вид очень занятого, трудолюбивого, хлопотливого города: весьма оживленные работы идут на многочисленных заводах, а также в сапожных мастерских, большинство которых имеет чисто семейный, кустарный характер; кипит работа и в кузницах, оглушающих окрестности стуком молотков. Только поздно вечером, если погода не дурна, собирается молодежь в группы, заводит игры. Одно из любимых развлечений молодых людей- толпами прогуливаться ночью по улицам города и распевать песни. Пение всегда стройно и прилично».

В Осташкове долгое время сохранялись старинные свадебные обычаи. Родительская воля в выборе жениха или невесты играла важную роль. В дома молодоженов посылались сваты. Жених, получивший согласие невесты, звал гостей, чтобы с почетом встретить свата. Сват, которого хорошо угощали у невесты, получал от нее большой платок, в который завязывали подаренные ею кренднля, и отправлялся к жениху. Подруги невесты, взяв по зажженому фонарю, окружали свата и с песнями провожали его до самого дома жениха. Заслышав пение, у жениха запирали ворота и молились Богу. В это время сват стучался в двери, а сопровождающие его девушки пели песни. Гости жениха, взяв в руки свечи, встречали с почетом свата. Девушки, сопровождавшие свата, возвращались к невесте, но другим путем.

После угощения сватов жених отправлялся к невесте, как бы поздно ни было. Встреченный невестой жених целовал ее и дарил деньги, здоровался с будущими тестем и тещею, и начиналось угощение. После этого уже до свадьбы жених каждый день посещал невесту, которая у себя устраивала вечеринки с музыкой, пением и танцами.

Будущий свекор со свекровью делали визит к невесте и дарили подарки. В промежутках между сватовством и свадьбой делали два обеда: один- у жениха, второй- у невесты. Накануне свадьбы у невесты собирались подруги на вечеринку. В это время родственники невесты с песнями отправляли приданое в дом жениха, где их встречали жених и гости.
В день венчания отправлялись в церковь, отец и мать оставались дома. В XIX веке в церковь ездили на повозках, а в старину все шли пешком. После венчания в церкви молодых поздравляли, дарили подарки, целовали не только родственники и близкие, но и все, кто был в храме.

Молодые направлялись домой, за ними шли дружки с иконами. Дома встречали родители, благословляли иконой и хлебом-солью. Потом направлялись в комнаты, где стояли накрытые столы. Молодую усаживали на стул, поневестица (посаженная мать) снимала с нее венец, заплетала волосы в две косы и надевала кокошник.

В день венчания невеста ничего не ела до свадебного обеда. На свадебном обеде молодых сажали в передний угол. При этом хозяину в старину было много хлопот усадить гостей за стол, каждый жался в угол, а хозяин с хозяйкой почти насильственно выводили их из угла, упрашивая занять предлагаемое место.

На свадебном столе особое место занимала разукрашенная свиная голова, которую ставили на стол, но до которой никто не дотрагивался. Угощения было очень много, явства подавались медленно. Главную роль за свадебным обедом играл тысяцкий- посаженный отец.

Перед последним блюдом обносили гостей каким-нибудь сладким вином и подносом с подарками- ситцевыми платками, бусами и прочим. После этого подавали на стол теплик (пшеничный хлеб) с медом, которым заканчивался свадебный пир.

На другой день собирались на блинницы, являлись родственники и знакомые с блинами, конфетами и другими лакомствами поздравить молодых с добрым утром. Потом приходили ряженые, их угощали вином, закуской; начинались песни, пляски, танцы. После свадьбы устраивали два обеда: один в доме молодого, второй- у родителей молодой, они проходили как и свадебный обед. Первый обед назывался «почестка», а второй- "отводное".

 

Вид на Осташков из Житенного монастыря

Вид на Осташков из Житенного монастыря

Быт горожан был устроен в соответствии с их эстетическими представлениями, а также отражал климатические особенности. Большинство осташей до конца XIX века проживало в деревянных домах, «кровли которых окаймляли вырезными, окрашенными опушками, на шелом ставили гребешок со сквозным вырезом, кровлю тесовую строили на стропилах, в сенях устраивали столбы, с лица писаные. В горницах потолки были брусовые, подтесанные, грядки выписанные с выточенными на них балясами, окна- не одни волоковые, но и красные, лавочки с опушками, полочки с подзорами. Передний угол украшался иконным киотом, картинами, писанными на полотне и печатанными на бумаге, преимущественно священного характера. Дома разделялись на переднюю и заднюю горницу сенями, в которых были чуланы. Под горницами устраивались подклети, и в них лавки для торговли. В видах предосторожности кухню выстраивали отдельно во дворе или огороде. Летом в деревянных домах печей или вовсе не топили, или, если не было отдельной кухни, топили раз или два в неделю»(В. Покровский)
До XIX столетия одежда горожан мало изменялась, была традиционной. Замужние женщины носили по праздникам кокошники с высокими очельями, унизанными по парче или другой ткани жемчугом. Одежда девушек и замужних женщин- сарафаны, фрязи. Девушки надевали на голову венцы или широкие ленты, сверху голову покрывали длинной белой фатой. Душегрейки, обшитые кружевами, надевали лишь в праздники на гулянье. Мужчины ходили в длиннополых черных суконных сюртуках, в длинных чуйках. Зимой женщины носили овчинные шубы, крытые крашениной или китайкой; мужчины-овчинные нагольные тулупы.

В пище не было разнообразия и утонченности. Основную повседневную пищу жителей Осташкова , кроме хлеба, составляла рыба свежая, соленая и сушеная. Из свежих и малосоленых судаков, щук и окуней готовили заливное, из налимов и ершей варили уху. С ершами пекли пироги, а также с налимами и с молокой налимов. Из лещей и язей готовили жаркое. У очень многих любимым кушаньем были ерши с икрой в ладках. Бедные жители готовили преимущественно мелкую рыбу- плотву, уклею, снетки. Щи из белой, полубелой или серой капустой со снетками или говядиной (свежей или соленой), каша- были традиционным почти ежедневным кушаньем большинства тружеников Осташкова . В праздники пекли пшеничные и ржаные пироги (курники, капустники и рыбники), пили брагу и водку. В праздники пели духовные кантаты, стихи из церковного богослужения.

К концу XVIII столетия выросло благосостояние людей: улучшилось качество строительства домов, их внутреннее убранство, появилась некая привычка к «роскоши». «Сохраняя старинный покрой платья, осташи шьют его уже из лучших и более дорогих материй. В XIX веке традиционная народная одежда стала выходить из употребления, заменялась так называемым «немецким платьем». Большинство жителей и жительниц Осташкова носили хорошую и опрятную одежду, достаточно защищенную от сурового климата.

В пище и напитках заметны некоторые нововведения. За столом у богатых граждан появляются дорогие заморские вина, кофе, с введением самовара (1786 год) более чем прежде распространяется потребление чая (В. Покровский). В XIX веке чай и кофе пили даже в бедных семьях. В Осташкове хорошо готовили квас, пиво, мед, водку, вина. Водку пили умеренно. Кроме водки, пили дешевые вина- херес, мадеру, портвейн, которые иногда разливались в самом Осташкове .

 

Каменная улица - Осташков

Осташков - Каменная улица

Самой богатой семьей в Осташкове в XIX веке была семья фабрикантов Савиных. Зажиточных купцов в городе было немного, большая часть горожан жила скромно. Жилища ремесленников, прочих тружеников были небогаты, ветхи, тесны, особо неудобными считались наемные помещения. У большинства тружеников, в собственных домах, имелись две отдельные комнаты, по древнему обычаю с сенями. Особой тесноты в домах жителей не было заметно. Город и люди в нем были красивы, «опрятность и чистота соблюдались во всех домах… Полы моются каждую субботу; стены белятся у весьма многих ежегодно перед каким-либо летним праздником. при большинстве домов имеются бани»(В. Покровский).
Многие публицисты и историки Осташкова отмечали трудолюбие горожан: у большинства тружеников рабочий день продолжался двенадцать, у многих тринадцать, а у некоторых четырнадцать часов. Жены принимали участие в труде мужей, девушки помогали отцам и братьям, детей приучали к труду с ранних лет.

Лодки Осташковских рыбаков

Осташковские рыбаки, фото Прокудина-Горского

Самым древним промыслом осташей была рыбная ловля и все, что этому сопутствовало: сетевязание, изготовление оснастки, лодок и т.п. А. Островский справедливо назвал осташей первыми рыбаками на Руси. Показателен факт: к Петру I обратился шведский король с просьбой направить в Швецию русских рыбаков для обучения шведов рыбному промыслу. В 1724 году было принято постановление Коллегии иностранных дел о посылке в Швецию осташковских рыбаков. Эти древние традиционные промыслы получили широкое развитие: осташковские лодочники в конце XIX века принимали заказы от ржевских, тверских, старицких торговцев, продавали лодки в Петербурге, Нарве, Ревеле, Кронштадте.

С XVIII столетия в Осташкове возникло новое производство, которое очень скоро вытеснило древний рыбный промысел и стало основным. В 1730 году в Осташкове было основано первое в Тверской губернии, а также одно из первых в России промышленное предприятие - кожевенный завод Савина. В тверских землях самое широкое развитие кожевенное производство получило в Осташкове . В 80-е годы XIX столетия в городе насчитывалось 2 юфтевых и 24 кожевенных завода; самые большие из них принадлежали Савиным и осташковскому купцу А. Мосягину, на заводах были мастерские, где работало более 300 мастеров с подмастерьями и учениками, занимавшихся производством сапог. В городе имелось около 10 самостоятельных частных сапожных мастерских.

Качество обуви было высокое, сапоги продавали в Петербурге, Пскове, Риге. Кожи, произведенные на заводе Савина, высоко ценились не только в России, но и на заграничных рынках- в Англии, Австрии, Франции, Германии, Италии, Северной Америке. На Венской выставке 1873 года фирма Савина была удостоена высшего почетного отзыва, такую же награду получила на Филадельфийской выставке в 1876 году, в 1878 году на Пражской выставке награждена золотой медалью.

Кроме относительно крупных производств, в Осташкове были небольшие: пиво-медоваренный завод А. М. Митиной, чугунолитейное производство купца Мосягина; в 1871 году купцы Глазухины открыли винокуренный завод. В Осташкове оставалось широко развитым кузнечное ремесло; в городе насчитывалось около 100 частных кузниц, которые находились во дворах усадеб.
В Осташкове в 1877 году кузнечным ремеслом было занято 402 человека. Ведущие кузнечные мастерские-Мосягина и Антонова; топоры, изготовлявшиеся в этих мастерских, покупались Санкт-Петербургским Адмиралтейством для постройки кораблей и Северо-Американской компанией. В 1849 году изделия Мосягина на выставке в Петербурге были отмечены медалью и дипломом. Косы этого мастера продавались в Петербурге, на Нижегородской ярмарке, в Никандровой пустыни, в селе Святые Горки Псковской губернии, на ярмарках в Тверской, Новгородской и Ярославской губерниях, в Риге, Витебске, а также крестьянам из разных мест России, которые собирались 27 мая в монастыре Нилова пустынь.

Осташков был торговым городом. Здесь насчитывалось в конце XIX века 256 торговых учреждений; торговлей занимались 122 купеческие семьи и 114 мещанских. Привозили и продавали в Осташкове железо, соль, сахар, ткани, свечи, керосин, стекло и т.д.; вывозили на продажу кожу, обувь, изделия кузнецов, рыбу, раков, сети. Торговая фирма кожевенного завода Савиных вела торговлю с Англией, Соединенными Штатами Америки, Бразилией. Это говорит о достаточно высоком уровне pи качестве производившейся в позапрошлом веке в Осташкове продукции.

В Осташкове шло быстрое развитие капитализма, рано возник банковский капитал. В 1819 году здесь было организовано первое в Тверской губернии и второе в России городское кредитное учреждение — Осташковский общественный банк Савина. До 1860-х годов это был единственный подобного рода банк в губернии. Число вкладчиков постоянно увеличивалось. Из своей прибыли банк выделял средства на все, но в первую очередь — на развитие промышленности, благоустройство города, все социальные и культурные нужды и народное образование. В 1881 году Осташковский банк по статье «капиталы благотворительные или имеющие особое назначение» владел самыми большими средствами в Тверской губернии — 74 859 рублей; в Твери, Калязине, Весьегонске, Вышнем Волочке — не было ничего, в Кашине — 1 600 рублей; Ржеве — 1 020; Торжке — 10 419 рублей.

Размещался банк в двухэтажном каменном здании, стоявшем рядом с Торговой площадью (ныне пересечение улиц Володарского и Рабочей). Это — ничем не приметное снаpужи сооружение, но уникальное по своей исторической значимости для Осташкова . Планировка   отлична от обычных жилых и общественных помещений, здесь сохранились глухие комнаты с толстыми стенами и массивными коваными дверями, где хранились деньги и драгоценности банка.

В Осташкове с 1871 года организованы на основе паев 4 ссудно-сберегательных товарищесpтва, в которых могли делать заем даже крестьяне уезда. Самый распространенный вид операции — кредит в виде ссуд деньгами частным землевладельцам под какую-либо работу.
Несмотря на быстрое развитие капиталистических отношений, в Осташкове капиталистов было мало. Он не был богатым городом, подобно, к примеру, торговым уездным волжским городам. Единственная промышленно-торговая фирма Савиных имела годовой доход выше 1 млн. рублей. Купцов, владевших капиталом не менее 10 тыс. рублей, было не более 30. Основная часть населения жила собственным трудом — 47%; на доходы с капитала — только 17%. В дореволюционном Осташкове жили люди различных сословий и профессий. Первоначально горожане по образу жизни мало отличались от крестьян, живущих в селах, деревнях Верхневолжья. Постепенно Осташков превращался в настоящий город, где формировался новый социальный состав населения. На смену основному крестьянскому сословию пришли купцы и мещане.

Осташков - изделия Осташковских медников

Осташков - изделия Осташковских медников

С XVIII века в Осташкове начали развиваться характерные только для города ремесла и промыслы. Среди жителей в 1780-е годы числились: 42 живописца, 30 столяров и резчиков, 10 портных и шапочников, 8 золотарей, 4 золотошвеи, 2 колокольных мастера, 4 сбитенщика, 4 медника, 3 оловяничника, 28 хлебников. Проживали также люди, профессиональные занятия которых были распространены как в городе, так и на селе, — 286 семей рыбаков, 240 сапожников, 22 лодочных мастера, кузнецы и другие.

В конце XIX века население Осташкова составило 11 тысяч человек. К этому времени увеличилось число жителей, которые занимались строго городским промыслом; среди них следует выделить специально мастеров, занимавшихся производством хлеба: хлебники — 16 мастеров, 5 рабочих и 2 ученика, булочники — 3 мастера, 5 рабочих, 3 ученика; калачники — 5 мастеров и 4 рабочих; кондитеры — 2 мастера и 2 рабочих; пирожники — 6 мастеров, 2 рабочих и 1 ученик. Появились люди новых профессий: мясники — 23 мастера, извозчики — 36 человек, портные — 20 мастеров, 3 модистки, картузники — 3 мастера, чулочницы и варежницы — 2 человека, 2 золотошвеи, 6 белошвей, 2 слесаря, 4 часовщика, 2 мастера золотых дел, 2 иконописца, 3 живописца, 1 переплетчик, 4 позолотчика, 15 резчиков по дереву, 17 музыкантов, 29 цирюльников.

Управление Осташковом неоднократно менялось. В период с 1587 по 1712 год главной властью был уполномоченный из царских бояр, назывался воеводой города, если из патриарших — приказным. С 1712 года главу Осташкова стали называть управителем города, его полномочия распространялись только на жителей Патриаршей слободы.

С 1772 года Осташков выделился из состава Ржевского уезда и стал центром уезда. В 1775 году город вышел из состава Новгородской губернии и перешел в Тверскую. В Осташкове открыли учреждения городского управления: Магистрат, Городскую думу, подчинявшиеся Губернскому правлению и Тверскому губернатору.
Исключительное значение имело городское самоуправление, называвшееся «Городское осташковское общество», в которое избирались представители всех сословий. Фактически это был орган демократического управления в городе. Если в деревне все решалось «миром», то в городе все исключительно важные вопросы, будь то величина налогов, строительство дорог, школы и прочее — все решало «Осташковское городское общество». Именно благодаря ему Осташков в XIX веке стал образцом градоустройства в России.

Земская управа - Осташков

Осташков - Земская управа

С 1870 года Осташковом управляла Городская дума, которая избирала Городскую управу во главе с городским головою, городского секретаря и членов различных думских комиссий. Но, как и прежде, особое значение продолжало играть городское общественное самоуправление — «Осташковское городское общество», без которого фактически не решались никакие экономические, социальные и культурные вопросы; именно это во многом определяло уклад городской жизни.

Исторические материалы рассказывают много интересного о жителях Осташкова . В XVI-XVII веках в слободе Трестьянка проживала крестьянская семья Теляшиных. Из нее вышли два местночтимых святых — преподобный Нектарий, игумен Нило-Столобенской пустыни, и преподобный Сергий, игумен Николо-Рожковского монастыря. Их племянник, родившийся здесь же в 1669 году, стал известным математиком. Это Леонтий Филиппович Магницкий (новую фамилию он получил от Петра I). Л.Ф.Магницкий закончил в Москве Славяно-Греко-Латинскую академию, изучил европейские языки — немецкий, итальянский. Своим талантом и умением стал известен Петру I, по его указу Л.Ф.Магницкий прибыл в 1701 году в Москву. Здесь открывалось первое специализированное учебное заведение России — математико-навигацкая школа, куда был приглашен преподавать Магницкий. Ему Петр I поручил написать учебник по арифметике. В 1703 году первый русский учебник был выпущен в Москве тиражом 2400 экземпляров — «Арифметика сиречь наука числительная».

Учебник содержал материал не только по арифметике, но и геометрии, а также комплекс знаний, необходимых для мореплавания. По этому же учебнику учились позднее в Морской академии Санкт-Петербурга. По «Арифметике» Магницкого занимался Михаил Васильевия Ломоносов, по ней учились тысячи русских людей. Исключительную роль в жизни Осташкова играли священнослужители: приходские священники, настоятели и иноки Житенного и Знаменского монастырей; они были духовными наставниками и помощниками людей. Протоиерей Феодор Филиппович Прусавицкий, протоиерей Владимир Петрович Успенский были и блестящими историками, их труды по Верхневолжью до сих пор являются ценными источниками. В.П. Успеского можно считать фактическим создателем Осташковского краеведческого музея.

На картине изображено прощание горожан с императором Александром I. На заднем плане - городское кладбище и Крестовоздвиженская церковь, ныне не существующие.

Отъезд из Осташкова императора Александра I

Многое для города делали владельцы Осташковского кожевенного завода — Савины, получившие за службу Отечеству в XIX веке дворянское звание. В доме Кондратия Алексеевича Савина, городского головы, 11 июля 1820 года принимали посетившего Осташков императора Александра I. Это было большое событие для всех жителей Верхневолжья, которые приехали в город встретиь государя. Его встречали огнем иллюминаций, торжественным звоном всех колоколов Осташкова . Александр I посетил городские монастыри, Троицкий собор и Нило-Столобенскую пустынь. При отъезде 13 июля государь пожаловл хозяину дома, городскому голове К.А.Савину его старшему сыну И.К. Савину бриллиантовые перстни. Многое для Осташкова сделала и Прасковья Ивановна Орлова-Савина. Прославили город талантливые художники, резчики, живописцы, позолотчики, мастера художественных промыслов и ремесел.

(По материалам книги Т.В.Барсегян «Земля истока».)

Ваш отзыв

Обсуждение закрыто.