История строительства Осташкова

г. Осташков

Осташков — вид с озера

Яркая, звонкая панорама Осташкова отмечалась в начале XIX века историком протоиереем Феодором Прусавецким. Он писал: «Когда идешь в него (Осташков) от Ржевы сухим путем, то весь виден становится за 6 верст с гор, лежащих между Ниловским посельем Сиговка и деревнею Верхние Рудины. Вид со стороны сей привлекательный и любопытный, хотя ныне селение городское простирается во весь полуостров и составляет две версты, однако с места сего город виден, как некая прекрасно отпечатанная картина на малом листе, но довольно заключающая обширное место и многое строение святых храмов с высокими колокольнями и позлащенными крестами, а у некоторых и главами, одна одну превышая своею высотою стоят как бы в самой близости друг от друга, между ними разнородно есть строение, то каменное, то деревянное, то возвышенное, то низменное, то дом, то обширные заводы и возвышенные мельницы представляют разнообразности глазам зрителя точно как бы на водах выставленную картину. Не менее сего прелестен город и с древних дорог, с Торопецкой он виден еще далее…» Красота города, гармония жизни в нем были следствием духовной традиции, расчета, знания, закона, опыта, определялись неповторимыми природными условиями.

Осташков

древний Осташков

Первоначальное ядро Осташкова — небольшое селение, расположенное на северо-восточном мысу полуострова, южная часть которого была покрыта лесом и болотом. Поселение было небольшое, его называли «деревнями Осташковскими». Во второй половине XV века они стали многолюдны, стали называться слободами (существовало две слободы — Евстафьевская и Тимофеевская). Неотъемлемой частью древнерусского города была крепость. Она возводилась как место надежного укрытия горожан и жителей окрестных селений в случае нападения неприятеля. Назначение крепости определяло ее местоположение, размеры и высоту стен. А эти качества в свою очередь, активно влияли на формирование художественного облика города, характер его застройки. Художественный образ города формируют три компонента: рельеф местности, архитектурные доминанты, рядовая уличная застройка; они находятся в определенной гармонической и математической взаимосвязи. Сведения о первой крепости в Осташкове относятся к 1587 году, но укрепление не спасло жителей впоследствии от литовского погрома. В 1608 году в осташковской слободе от разорения литовских людей запустело 15 дворов церковных и 238 крестьянских (В. Покровский — описание Осташкова). Погибших воинов похоронили к югу от крепостных стен, в память о подвиге поставили каменный крест, а позднее — Преображенский храм с колокольней. Осташков был внесен в число пограничных с Литвой и Польшей городов. После литовского разорения граждане не в силах были укрепить свое поселение; на помощь им были присланы жители Зубцова и Ржева, уже к 1626 году крепость «в осыпи 830 сажен» была готова, но простояла она недолго. «В 1651 году царем и Великим князем Алексеем Михайловичем велено построить вновь город Осташков». Строилась деревянная крепость «…не только осташковскими градскими людьми, которые в крепости и обоих слобод жильцами, но Осташковского и Ржевского уезда людьми. Строилась она три года, обнесена была еще валом и имела проведенную из одного края озера в другой канаву…» (В. Покровский — описание Осташкова). Периметр крепостных стен составил 730 сажен. В крепости было возведено 16 башен, крепость имела четверо ворот, трое из них выходили на озеро. Это была третья крепость в городе Осташкове, ее построили за три года. С середины XVII века на территории полуострова, за стенами крепости, началось активное освоение территории, начал складываться посад Осташкова.Третья по счету крепость Осташкова просуществовала недолго: «в 1676 году здесь случился сильный пожар, сгорели церкви Божии и приказная изба, и воеводский двор и жилецких людей дворы погорели … и от того пожара и город сгорел». (В. Покровский). В 1678 году вышел указ Пушкарского приказа строить крепость как и прежде. Крепость полностью повторяла сгоревшую.

вид Осташкова

Вид Осташкова с восточной стороны

Эта четвертая Осташковская крепость была устроена на небольшом природном возвышении, которое находилось в северо-восточной части полуострова; она имела вид треугольника. Протяженность стен была только 280 сажен. Возле стен глубокий ров. По стене стояли башни, некоторые из них были проезжими. Внутри крепости находились: палатка с боевым снарядом, воеводский двор, приказная изба, пушкарские и осадные дворы разных вотчин как духовного, так и гражданского ведомства, находившихся в окрестностях Осташкова. Две главные тогдашние осташковские церкви во имя Георгия Победоносца и Рождества Христова находились внутри крепости. Жизнь в этой крепости была недолгой: в 1711 году строение сгорело. После пожара крепость уже не возобновлялась. Осташков в официальных документах назывался уже не городом, а слободой. В конце XVII века в Осташкове были возведены на месте ранее сгоревших в 1676 году храмов первые каменные сооружения — Воскресенский и Троицкий соборы.

Воскресенский собор

Воскресенский собор

В 1677 году начали строить Воскресенский собор, одно из самых больших и величественных сооружений в тот период в тверских землях: «…о пяти главах, покрытых железом. Приделы начаты строением вместе с церковью, именовались же , по правую сторону, во имя Рождества Предтечи Господня Иоанна, на левой же стороне, во имя Успения Пресвятой Богородицы, преподобного Иосифа Волоцкого… Колокольня при оной церкви по виду своему достопримечательная — каменная, осьмиугольная, гладкая, готической фигуры, островерхая, без крыши, а до самой главы сделанная из кирпича в трех ярусах по осьми в каждом на шпиле окнами и потому, когда в праздники бывает иллюминирование, привлекательный делают вид. Всех колоколов на ней 19; первые — 200 пудов; вторые — 170 и т. д. От размеренного подбора звон редкий. Колокольня сия не известно когда построена, по виду своему знаменует некую древность», — такое очень точное и яркое описание архитектуры самых древних сооружений Осташкова составил протоиерей Феодор Прусавецкий.

Воскресенский собор - Осташков

колокольня Воскресенского собора

Воскресенский собор (1677-1689) — бесстолопный четверик, перекрытый сомкнутым сводом, увенчанный пятью главами; с востока — полукруглые  алтарные апсиды, с запада — двухстолпная трапезная, перекрытая сомкнутым сводом; с юга и севера — приделы. На протяжении трех столетий Воскресенский собор неоднократно перестраивался, менялись его размеры, внешний вид, интерьеры. В 1750-1758 годах Воскресенский собор был значительно расширен: с севера и юга были устроены большие приделы. Последняя значительная перестройка храма была произведена в 40-е годы XIX столетия, в результате чего собор утратил свои древнерусские формы архитектуры и приобрел новое — классическое звучание. Плоские стены мерно и четко членятся высокими окнами, пилястрами, четверик со всех сторон увенчан классическими треугольными фронтонами; с севера, юга и запада — небольшие колонные портики.

Троицкий собор - Осташков

Троицкий собор

Рядом с Воскресенским в 1685-1697 годах был построен такой же большой каменный Троицкий собор с приделами святителя Николая и святого Георгия Великомученика.

Колокольня при нем высокая, превосходящая все прочие церковные здания в городе. Колоколов на ней всего 15, большой — 538 пудов, второй 240 пудов и т. д. Сооружение поражает праздничным, торжественным и изысканным звучанием. Колокольня четырехъярусная, хотя последний ярус скорее напоминает стройный барабан. Фасады причудливы и живописны: они как бы расчленены льющимися, кривыми линиями филенок, карнизов, окошек. Высокая колокольня словно парит в чистом, прозрачном воздухе, словно плывет над городом. По композиции и строительным приемам Троицкий собор повторял Воскресенский. Собор неоднократно перестраивался, а после ремонта в первой половине XIX столетия приобрел черты классицизма. На архитектуру осташковских соборов значительное влияние оказало первое каменное сооружение в Верхневолжье — Богоявленский собор 1667 года из монастыря Нилова пустынь. Эти образцы были восприняты и местными строителями и любимы местными жителями; поэтому во многих церквях XVIII столетия Верхневолжья имелось подражание им. Воскресенский и Троицкий соборы — единственные сохранившиеся каменные сооружения Осташкова конца XVII столетия. К концу XVII столетия Осташков значительно расширил свои границы: к западу от крепости разросся посад; южнее возникли сооружения Знаменского девичьего монастыря и слобода Трестьянка; на юго-западе существовала деревня Емша. Плотность городской застройки была высокой; тип застройки — усадебный; к дому примыкали огороды; ремесленные мастерские — красильни, кузнечные и т.п. — также находились здесь. Значительные изменения в облике Осташкова и в жизни его горожан произошли в XVIII столетии. В 1716 году на соседнем с городом острове Житное был основан мужской монастырь.

Преображенская церковь

Преображенская церковь

Важную градостроительную роль в Осташкове играла построенная в 1760-1774 годах Преображенская церковь с оградой и колокольней. Она известна лишь по описаниям, а также картинам 1920-1930-х годов осташковского художника В.Я. Капустникова, открыткам начала XX века. Композиция Преображенской церкви была характерна для церквей стиля барокко: «восьмерик на четверике», третий ярус — тоже небольшой восьмигранный световой восьмерик, несущий тесно друг к другу стоявшие пять луковичных глав. Фасады храма были обработаны пилястрами, пышными наличниками. От всего комплекса сохранилась колокольня, построенная в 1787-1789 годах.

колокольня Преображенской церкви - Осташков

колокольня Преображенской церкви

Она высокая, изысканная по форме, с большим проемом звона во втором ярусе, завершена маленьким ажурным ярусом и тонким позолоченным шпилем. Строгость и простота форм контрастируют с богатой яркой проработкой архитектурных деталей. Фасады колокольни сплошь покрыты рустом, пилястрами, базы пилястр составлены из причудливых кронштейнов и вазонов, капители напоминают стилизованные цветочные орнаменты. Особую живописность зданию придает окраска в несколько цветов.В 1711 году сгорела деревянная осташковская крепость и в память о ней в 80-е годы XVIII века были построены часовни-обелиски на местах бывших валов.

Вальский столп (Фото Прокудина-Горского)

Вальский столп (фото Прокудина-Горского)

При Троицком соборе был построен «каменный четырехугольный отщекатуренный с четырьмя колоннами столп в 77 квартале на берегу озера Селигера. На нам шпиль и небольшая глава обитая жестью. Крест железный вызолоченный. На сем столпе в особо устроенных местах находятся за стеклами живописные образа: Животворящей Троицы, Знамения Божией Матери, святителя и Чудотворца Николая и преподобного Нила СтолобенскогоЧудотворца.

Вальский столп

Вальский столп

Каменный четырехугольный отщекатуренный столп, покрытый тесом, состоит в 76 квартале на северной стороне собора. На нем небольшая глава и крест вызолоченный. На сем столпе находятся образа: Успения Божией Матери, Знамение Божией Матери. При обоих сих столпах имеются небольшие фонари с сосудами для топления елея от усердствующих частных лиц приносимого». При Воскресенском соборе «…столп каменный четвероугольный на старом так называемом городском валу, в южной от церкви стороне, покрыт тесом, со шпилем, коего нижняя часть обшита тесом и окрашена зеленою краскою, а верх равно как и небольшая глава опаяны жестью. На нем крест железный вызолоченный. На сем столпе живописные образа: на северной стороне образ Воскресения Христова, на южной — образ Преображения Господня, на западной — образ Смоленской Богоматери. Небольшой каменный треугольный с колоннами столп отщекатуренный со шпилем, который обит жестью. Из образов Нил Столобенскийна северной стороне» — так описаны вальские столпы в 1886 году в «деле об осмотре и описании часовен, состоявших в ведомстве Осташковского духовного правления». Из всех четырех столпов сохранился лишь один — на улице Володарского. этот «вальский столп» был установлен в 1785 году на месте главных городских ворот, где от валов осталась небольшая возвышенность.

образец застройки - Осташков

дом воеводы

С конца XVII-начала XVIII столетия в Осташкове началось гражданское каменное строительство. На восток от Троицкого собора, на территории древнего ядра города Осташкова, расположены два здания начала XVIII века (ул. Печатникова, д. 5,7). По преданию, дом 7 был домом Осташковского воеводы. Здание резко возвышалось на фоне невысокой деревянной застройки, похожей на крепость. Дом большой, массивный, с толстыми кирпичными стенами, в нижней части — высокий подклет с узкими зарешеченными окошками, напоминающими бойницы. Некоторую легкость зданию придают пилястры и небольшая светелка, окно которой имеет наборный наличник. Подобные наличники были и на окнах самого дома. Примыкающий с севера небольшой одноэтажный дом №5, вероятно, был хозяйственной пристройкой дома №7.

План Осташковской слободы

план Осташковской слободы

К середине XVIII века относятся самые ранние дошедшие до нас картографические материалы по Осташкову. В 1753 году был составлен план Осташковской слободы; второй, более точный план появился в 1766 году. План 1766 года показывает плотную жилую деревянную застройку с единичными каменными зданиями у Воскресенского и Троицкого соборов. Сложилось основное направление будущих центральных улиц Осташкова, идущих с севера на юг, параллельно береговой черте. В 1770 году 28 мая состоялось Высочайшее повеление Екатерины II: «учредить в Новгородской губернии город из слободы «Осташковской». В 1772 году утвержден герб с таким изображением: «щит, разделенный надвое горизонтальной чертой. В золотом поле виден рождающийся до половины императорский двуглавый орел с червленными языками, увенчанный тремя золотыми коронами, означающий милость и покровительство Ея Величества; в голубом поле — три рыбы серебряные, плывущие слева направо, от запада к востоку».

герб Осташкова

герб Осташкова

В апреле 1772 года в Осташкове, по примеру прочих городов, была учреждена канцелярия, определен воевода, приказные служители, магистрат. Для открытия города приезжал 23 июля 1772 года в Осташков губернатор Новгорода Я. Сиверс, он привез утвержденный план города, назначил городовую межу и кварталы. Была совершена Божественная литургия и совершен крестный ход вокруг новооткрываемого города. 25 июля жители записывались, по своему желанию, кто в купцы, кто в мещане и приводились к присяге. Составление нового плана для Осташкова было поручено Ивану Егоровичу Старову. Это известный петербургский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Им были построены в Санкт-Петербурге такие сооружения, как Таврический дворец и Троицкий собор в Александро-Невской лавре. Застройке Осташкова он сумел придать разнообразие и живописность. Генплан предусматривал застройку по всей территории полуострова с освоением западного побережья. Южная граница проходила на 2 квартала южнее Знаменского монастыря и была отмечена валом со рвом. Почти посередине эту городскую черту пересекала дорога из Петербурга, которая в самом городе образовывала идущую с юга на север главную улицу, превосходящую все остальные по ширине (ныне ул. Октябрьская и Евстафьевская). Ось этой улицы проходила через Преображенскую церковь, вокруг которой была разбита обширная Торговая площадь. Планировка жилых кварталов Осташкова представляла собой сеть пересекающихся под прямым углом улиц. Все улицы имели выход к воде.

Торговая площадь - Осташков

Торговая площадь

Новый план Осташкова предполагал создание площадей в городе, застроенных торговыми и административными зданиями. Вокруг Воскресенского и Троицкого соборов образовалась обширная Соборная площадь; в центре нового города — главная Торговая площадь, включавшая Преображенский собор, застроенная добротными каменными торговыми рядами. В южной части города существовала небольшая торговая площадь Синицина, располагавшаяся у границы, ее также называли Сенной, так как крестьяне из окрестных деревень привозили сюда на продажу сено. На Соборной и Торговой площадях разрешалось строить только каменные дома; торговые лавки и ряды также должны были быть каменными. По генплану для кожевенных заводов отводились места в самой далекой, западной части города, на берегу озера; для кузниц — в восточной части, для проживания разночинцев — в южном конце города. Застройка Осташкова по новому плану продвигалась медленно: в 1783 году в городе насчитывалось новых домов, построенных по плану И.Е.Старова, — 3 каменных и 159 деревянных. Толчком к реконструкции города явились пожары конца XVIII века, уничтожившие почти всю старую деревянную застройку. В 1779 году новых каменных домов в городе насчитывалось уже 87, а деревянных на каменном фундаменте — 680. В гостином дворе построены 52 каменные лавки, кузниц в городе было 50, а заводов 89. Жилая застройка XVIII века в Осташкове была отлична от жилой застройки более раннего времени. В древнерусских городах на улицы выходили чаще всего заборы с воротами и хозяйственные строения; жилые дома ставились в глубине участков. Строительные указы екатерининского времени требовали застройки кварталов по периметру домами, стоящими на «красных линиях» улиц. Были приняты «образцовые» проекты разбивки кварталов различной конфигурации на стандартные участки и размещения на участках жилых домов, хозпостроек и т.п. Нормировались размеры кварталов, расстояния между соседними домами, высота этажей, соотношение высоты зданий и ширины улицы, соотношение окон и простенков на фасадах, кривизна крыш, наружная окраска зданий, заборов, архитектурных форм и даже рисунок мощения улиц, озеленение, то есть все элементы городской среды. Архитектурное решение отдельных сооружений было всегда различно, но единство метричной и стилевой системы превращало их в единый городской ансамбль. Городские и губернские власти осуществляли надзор за соблюдением норм строительного устава двумя способами: выдачей застройщикам «образцовых проектов», а также постройкой в городе «примерных» домов, которые становились образцом для последующих сооружений. «Образцовые» дома ставились на углах улиц, а застройку кварталов предписывалось начинать с угла. Поэтому в Осташкове большее количество домов конца XVIII века стоит на углах улиц. Это кирпичные дома со скругленным углом и декором, выделяющим угловую и боковую части фасадов (Ленинский пр. 34, 36 и т. д.). Распространенным типом дома в Осташкове в конце XVIII-начале XIX века являются двухэтажные здания, прямоугольные в плане, фасады которых обработаны филенчатыми лопатками и наличниками окон рамного типа, имеющими наверху в центре небольшой замковый камень. Эти дома имеются как на углах улиц, так и в рядовой застройке (Володарского 31, 34, Рабочая 1, 6 и т. д.). XVIII век принес значительные изменения в жизнь древнего Осташкова, город утратил живописность средневекового облика, «подчинился» новым регулярным принципам градостроительства. Но в основе всех этих разительных преобразований имелась одна общая и существенная особенность — новая классическая застройка сохраняла и градостроительные приемы XVI-XVII веков: связь с окружающей природной средой; модульную взаимосвязь всех строений; был сохранен традиционный усадебный тип застройки, система архитектурных доминант. В начале XIX столетия большая часть территории Осташкова, намеченная планом И.Е.Старова, была застроена.

кладбищенская церковь - Осташков

кладбищенская церковь

С юга город ограничивало кладбище, в 1779 году здесь было разрешено построить церковь. Первоначально выполненная в стиле барокко Крестовоздвиженская церковь в конце XVIII века была перестроена по проекту «осташковской гражданской архитектуры», по которому для «лучшего благолепия и виданазначены со всех сторон церкви фронтоны и фонари каменные.  В 1816 году она получила новый классический декор, позднее пристроили колокольню. Кладбище было обнесено оградой с девятью башнями.

часовня в парке - Осташков

часовня в парке

В середине XX столетия Крестовоздвиженскую церковь снесли, а в начале XXIвека на ее месте построили часовню в память воинов-осташей, погибших во всех войнах. Наиболее распространенным типом жилого здания в начале XIX столетия становятся дома с мезонином, каменные, деревянные, а часто и смешанные — в нижнем этаже — кирпичные, в верхнем — деревянные. Характерной особенностью этих зданий явилось наличие классической декорации фасадов (пилястры, наличники и т.п.); сомасштабность и четкая гармония общего пространственного решения и всех архитектурных деталей. Классицизм господствовал в жилой архитектуре Осташкова до последней четверти XIX столетия.

образец застройки - Осташков

бывший дом художников Митиных

Самым изысканным сооружением этого типа является дом художников Митиных-Потаповых (Володарского 32), построенный в первой трети XIXвека. Основу художественного облика этого двухэтажного особняка с мезонином составляет четырехколонный ионический портик, отмечающий центр здания. С середины XIX века архитектура Осташкова начала утрачивать свои самобытные особенности. На смену высокому мастерству местных строителей приходит рациональный профессионализм ремесленников. Но в то же время в зодчестве наблюдаются новые тенденции: широкое применение находят новые материалы, конструкции, более разнообразными становятся типы строений. В это время на главной улице Осташкова было построено большое трехэтажное каменное здание (Ленинский 50) — типичное сооружение эклектики.

ул, Володарского 50 - Осташков

ул. Володарского 50

Этажи его резко отличны друг от друга: второй этаж со сдвоенными окнами напоминает фасад итальянского дворца эпохи Возрождения, третий имеет небольшие прямоугольные окна с наличниками, характерными для раннего барокко. Есть в Осташкове несколько домов, построенных в так называемом «кирпичном стиле»: большие двухэтажные из красного кирпича с безупречной кладкой (Ленинский пр. 41). Из крупных общественных построек предреволюционного времени можно отметить здание земства (Ленинский 46), здание городского театра, здания пожарной каланчи, тюремный замок, больницы. Осташков никогда не был богатым промышленным или торговым городом, в нем не было выдающихся шедевров архитектуры; жилая застройка была выполнена в соответствии с общепринятыми «образцовыми» типовыми решениями. Но уникальные природные условия и высокий духовный строй городской жизни помогли создать самобытный, неповторимый город. Осташков — памятник русского градостроительного искусства XVII-XIX веков. Основные архитектурные акценты — здания церквей и монастырей, ритмично расположенные по полуострову, находятся в удачно найденном пропорциональном соотношении, искусно сочетаются с окружающей застройкой и ландшафтом. Соотношение высоких церквей, колоколен с жилой застройкой является основой объемно-пространственной организации города. В послереволюционные годы в Осташкове было разрушено большое количество зданий, игравших важную градостроительную функцию: Тихвинская церковь Знаменского монастыря, Преображенская церковь, комплекс кладбищенской церкви, торговые ряды на Торговой площади, Рыбные ряды у водной пристани и многое другое. Все это самым неблагоприятным образом отразилось на облике Осташкова, обеднела панорама города; были ликвидированы все площади. Архитектура возводимых зданий безлика, монотонна, невыразительна; высокое мастерство градостроителей и зодчих исчезло. И все же старинный город живет, продолжает являть людям красоту и благодать.

(по материалам книги Т.В. Барсегян «Земля Истока»)

Ваш отзыв

Обсуждение закрыто.