Монастыри Верхневолжья

Волговерховский монастырь

Осташков - Спасо-Преображенский собор на истоке Волги

Осташков — Спасо-Преображенский собор на истоке Волги

В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича была открыта Спасо-Преображенская Волговерховская мужская пустынь, приписанная к Нило-Столобенскому монастырю на озере Селигер.Вновь устроенный монастырь оказался в не особенно выгодных условиях для дальнейшего развития, будучи расположен в труднодоступной для богомольцев местности, так как вся окружающая верховья реки Волги территория покрыта холмообразными возвышениями, болотами и почти девственными лесами. Поэтому неудивительно, что само существование этого монастыря осталось малоизвестным. Монастырь никогда не доходил до особого процветания и известности. В нем была одна деревянная церковь во имя Преображения Господня с приделом во имя святого Иоанна Предтечи.; келья и ограда тоже были деревянные. В таком незавидном положении монастырь просуществовал до конца XVII века, причем число братии в нем было всегда невелико, а с 1686 года он совсем опустел. Запустение Волговерховского монастыря было непродолжительным. Когда он снова восстановился, с точностью мы не знаем, но несомненно, что не позже 1697 года на него обратил свое внимание Петр I, первый из царей, занявшийся улучшением водных путей в России. В прилегающих к верховьям Двины и Волги местностях есть предание, что здесь был когда-то Петр Великий и делал розыскания о соединении Двины с Волгою, но нашел, что Двина выше Волги. Может быть даже, что он позаботился и о восстановлении монастыря на верховьях реки Волги. В 1724 году монастырь постигло несчастье-почти все строения его сгорели. Наличного имущества в монастыре после пожара осталось совсем немного, а именно: 19 четвертей ржи, ярового хлеба 33 четверти, 8 лошадей и 32 головы рогатого скота. Скудность этого имущества указывает на то, что монастырь, несмотря на внимание к нему монархов, не привлекал к себе большого числа богомольцев и никогда не отличался богатством. Дальнейшая судьба Волговерховского монастыря была еще плачевнее. Даже в 1727 году, когда Верховным тайным советом был издан особый указ, повелевающий все малые монастыри восстановить по-прежнему, он не был восстановлен. В начале XX столетия у истока Волги вновь появилась православная святыня. Народ обращался к своим духовным, культурным и историческим источникам. Обитель в Волго-Верховье начиналась с постройки каменного Спасо-Преображенского собора у истока. По инициативе жителей волжских городов, стремившихся отметить духовную значимость начала великой русской реки, на добровольные пожертвования начали строить каменный храм. Большой вклад внес Николай II, активную помощь средствами оказывало Всероссиское общество Святой Ольги. В городе Осташкове создали уездный строительный комитет по возведению храма у истока Волги, председателем был нвзначен настоятель Нило-Столобенской пустыни архимандрит Пахомий. 17 апреля 1902 года он заключил договор с лучшим зодчим, мастером каменных дел из Осташкова Иваном Николаевичем Суравковым, которым в конце XIX-начале XX века были возведены многие храмы в Селигерских землях и все лучшие каменные дома города. Главный престол-Спасо-Преображенский, правый придел посвящен святой княгине Ольге, левый-Иоанну Предтече. Пятиглавый собор возведен в неорусском стиле; главный престол освящен 23 апреля 1920 года. Проект здания выполнил в 1904 году тверской архитектор Виктор Назарин. Сохранившаяся гравюра с проектного чертежа собора свидетельствует, что храм на истоке Волги повторяет формы Троицкого собора на Красной площади, более известного как собор Василия Блаженного. Но при реализации проекта были сделаны некоторые изменения: главы храма гладкие, а не витые, как у древнего столичного собора (1555-15610). В сельской церкви на истоке Волги не было изысканного и обильного «дивного узорочья» из камня, как у прославленной московской Святыни. Подобные отступления объясняются отсутствием необходимых средств, о чем свидетельствуют архивные материалы. В обращении зодчих начала XX столетия к традициям древнерусской архитектуры отразилось свойственное той эпохе устремление народа к национальным историческим корням. Стремление повторить собор Василия Блаженного на истоке Волги не случайно: этим подчеркивалась духовная взаимосвязь прославленного собора столицы России с храмом у начала великой русской реки. Примечателен проект оформления интерьера храма, к сожалению, из-за революционных событий он не был осуществлен. Росписи стен Спасо-Преображенского собора посвящались православной и любимой русской святой-равноапостольной княгине Ольге, внук которой киевский князь Владимир, также святой Русской Православной Церкви, в 988 году крестил Русь. В иконостасе предполагалось поместить все лики Святых Угодников, происходящих от потомства первой Святой Русской Православной Церкви, соблюсти полную историческую точность в изображении и порядке размещения богоугодных отпрысков Святой Равноапостольной Великой княгини Русской. Можно сказать, что Спасо-Преображенский собор на истоке Волги должен был стать священным местом памяти о тех, кто стоял у истоков Российского государства. Народное сознание связывало исток Волги и начало новой христианской истории Отечества. Возвели Спасо-Преображенский собор местные мастера. Возведение храма-святыни на истоке Волги было важным событием в духовной жизни России. Поэтому становится понятным, почему в 1906 году в Волго-Верховье при храме собралась женская иноческая община, которая не имела монастыря, а жила в миру, соблюдая все правила иноческого бытия. В 1907 году указом тверской Консистории утвердили женскую общину на истоке Волги; ее возглавила «мещанка Вера». Новооткрытая община с разрешения прихожан села Сватова приобрела старую деревянную церковь, которую перенесли в Волго-Верховье. Так начинался новый будущий монастырь на истоке Волги. В 1907 году инженер О. Кетлер составил план местности и обозначил границы обители.

Исток Волги - Храм во имя Святителя Николая

Исток Волги — Храм во имя Святителя Николая

  Тогда же по инициативе иноческой общины начали строить деревянный храм во имя Святителя Николая. Этот одноглавый высокий деревянный храм сохранился до наших дней. В 1909 году из Верхневолжской Преображенской общины создали общежительный женский Волго-Верховский Спасо-Преображенский монастырь Осташковского уезда Тверской епрхии; настоятельницей определили игуменью Веру. В 1912 году эта обитель была переименована и стала называться Волговерховским Ольгинским женским общежительным монастырем . В великих молитвах и трудах проходила жизнь насельниц обители на истоке Волги. Сестрам Ольгинского монастыря удалось сделать многое. Их обитель стала не только духовным, но и культурным центром на истоке Волги. В монастыре была библиотека, в ее собрании не только богослужебные книги, но и историческая, научная литература, учебники. В 1907 году открылась монастырская Волго-Верховская школа грамоты, в 1911 году ее преобразовали в церковно-приходскую. В школе преподавали священослужители, а также сестры обители. Для этой школы был построен небольшой одноэтажный деревянный дом, который находился в южной части монастыря. Необходимыми для занятий учебниками школу обеспечивала библиотека обители. Детей учили не только грамоте, но и хозяйственным навыкам, поэтому при школе был огород. Молитвы насельниц Ольгина монастыря, их неустанный труд, широкая благотворительность укрепили общину и помогли в устройстве собственной обители. За очень короткий срок кроме каменного Спасо-Преображенского собора, деревянного Никольского храма, ограды, были построены одноэтажная деревянная трапезная с кухней; двухэтажные деревянные кельи настоятельницы и сестер; двухэтажный дом для паломников. На территории монастыря размещались скотный двор, конюшни и сараи для скота и экипажей, хлебный амбар, баня. Сестры Волго-Верховского Ольгина монастыря хозяйство вели успешно и рентабельно. По финансовым отчетам за 1917 год в приход обитнли было получено 7059 рублей 94 копейки, а израсходовано 5284 рубля 97 копеек, остаток составил 1774 рубля 94 копейки. Основные расходы составляла покупка продуктов для монастырской трапезы, которые приобретались в различных местах: у Веры Игнатьевой, владелицы лавок в селе Волго-Верховье; в общественной потребительской лавке города Осташкова (чай, рыба); в Осташковском союзе кооператоров « Селигер » (ржаная мука); в Осташковском обществе потребителей (сахар, мука); в частных магазинах осташковских купцов. Из своих доходов монастырь выплачивал жалованье священникам, деньги выделялись на содержание школы; оплачивали местным крестьянам, выполнявшим различную работу для обители. Отдельная статья предусматривалась на благотворительность: на содержание вдов и сирот духовного звания, на паломничество в Иерусалим к «Гробу Господню» и т. д. Самый большой доход Ольгин монастырь получал от продажи скота, а также от билетов пятипроцентного государственного займа. Обитель немного получала от пожертвований, молебнов и церковной службы, а также от сдачи в аренду зданий почте. Как и повсюду в России, в отдаленной обители на истоке Волги все изменилось после 1917 года. Игуменья и сестры монастыря, получив Декрет об отделении церкви от государства, а вслед за этим в 1919 году циркуляр, объяснявший процедуру этого отделения, поняли, что обитель будет разорена. Но они все же надеялись, что наступившее смутное время скоро закончится, жизнь вернется в прежнее русло. Поэтому решили организовать на основе иноческой общины монастырскую трудовую коммуну, составили ее устав. К 1918 году монастырь был закрыт. Монахини продолжали жить в обители, именуясь монастырской трудовой коммуной, а позднее-сельскохозяйственной артелью. Служба в соборе проводилась, но все строительство было прекращено. Не суждено было воплотиться в реальность прекрасным проектам росписи стен и иконостасов Спасо-Преображенского собора. В 1924 году община бывших монахинь Ольгина монастыря прекратила свое существование. Прошло время, закрыли храмы, сбили кресты, в запустение пришла часовня над истоком Волги. Безбожное время превратило в пустыню не только обитель в честь русской святой княгини Ольги, но и все село и округу. И все же в конце 1970-х годов что-то незаметно, подспудно стало меняться. В Волго-Верховье пришли из Осташкова реставраторы, начали восстанавливать Спасо-Преображенский собор и Никольскую церковь. Была отремонтирована часовня над истоком Волги. В 1995 году здесь совершил службу Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который совершил перенесение Святых мощей преподобного Нила Столобенского из Знаменского собора Осташкова на остров Столбный. В 1999 году вышло постановление Патриарха Московского и Священного Синода Русской Православной Церкви об открытии Ольгинского женского монастыря на истоке Волги. Монастырь начал возрождаться…

Николо-Рожковский монастырь

Осташков - Успенская церковь - Николо-Рожковский монастырь

Осташков — Успенская церковь — Николо-Рожковский монастырь

  Николо-Рожковский монастырь был основан в слободе Рожок, принадлежащей сыну московского князя Дмитрия Донского-князю Константину, принявшему постриг в московском Симоновом монастыре, где он и скончался в 1434 году. В то время Рожковская слобода входила в Кличенскую волость, соседней с ней на северо-западе была Вселукская волость, а на севере-Деревская пятина Новгородской боярской республики. Старший брат князя Константина великий московский князь Василий Дмитриевич пожертвовал слободу Рожок с деревнями, озерами и всеми лесными угодьями Симонову монастырю. Эта известная московская обитель открыла при Никольском храме приписной Николо-Рожковский монастырь. В XVI столетии он стал духовным центром Верхневолжья. Не случайно своим духовным отцом великий молитвенник и подвижник Нил Столобенский избрал игумена Сергия, настоятеля Николо-Рожковского монастыря. Преподобный Сергий-месточтимый святой. С этой обителью связаны имена двух прославленных подвижников благочестия в Верхневолжье-преподобных Германа и Сергия. Иеромонах Николо-Рожковского монастыря Герман (1614 год) , родившийся в крестьянской семье неподалеку от Рожковской слободы, явился устроителем Нило-Столобенской пустыни. Иеромонах Сергий Теляшин-сын крестьянина Патриаршей слободы Осташкова . Родной брат СергияНектарий был настоятелем Нило-Столобенской пустыни, также месточтимый святой. Преподобный Сергий являлся настоятелем Николо-Рожковского монастыря после тяжелого литовско-польского разорения в начале XVII столетия. Николо-Рожковский монастырь отличался от многих других тем, что Никольский собор служил и для нужд монастырских, и для прихода, состоявшего из вотчинных крестьян Симонова монастыря, живших в Рожковской слободе, деревнях Заборовье и Конец. В Никольском соборе совершались и пострижение в монашество, и обдачение в схиму, и крещение младенцев, и венчание новобрачных. Николо-Рожковский монастырь был упразднен после 1765 года, но здесь продолжала существовать приходская Никольскаяя церковь. Она находилась под опекой московского Симонова монастыря. Крестьянами Рожковской вотчины в конце XVII века управлял монастырский приказчик, нзначавшийся Симоновой обителью. После монастырской реформы 1760-х годов Рожковская слобода отошла к Экономическому ведомству. Монастырский собор был обращен в приходской храм. Храмы Николо-Рожковского монастыря были деревянными. В 1763 году прихожане Рожковской слободы направили в Тверскую духовную консисторию письмо, в котором сообщалось, что «оные церкви весьма обветшали», а жители «желают вместо оных церквей…новую каменную построить». Разрешено было построить каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с южным приделом, посвященным святителю Николаю. Она была возведена в 1763-1768 годах. В 1861 году на собраееые прихожанами деньги усилиями местных священнослужителей, по благословлению преосвященного Филофея, архиепископа Тверского и Кашинского, при храме был устроен левый северный придел во имя преподобного Нила Столобенского. Освятил придел 2 июля 1863 года благочинный протоирей Осташковского собора Иоанн Воскресенский. иконы для иконостаса этого придела написал осташковский художник Иван Иванов Митин. В1859-1863 годах к храму пристроили с юга и запада притворы. Колокольня Успенского храма-ярусная, отдельно стоящая, построена в 1770 годы. В 1884 году кладбище, находившееся вокруг церкви, обнесли каменной оградой с башнями. Успенская церковь на Николо-Рожке удивительна по своей архитектуре. Возведенная в Новое время, она полностью сохраняет традиции архитектуры ушедшего XVII столетия, последнего века Древней Руси. Храм имеет характерную для XVII века композицию: двусветный четверик, перекрытый сомкнутым сводом и увенчанный пятиглавием. С востока-граненая апсида, с запада-трапезная с двумя приделами (Никольским и Нила Столобенского). Четверик храма завершен двумя рядами профилированных кокошников. Архитектура церкви полностью повторяет мотивы «дивного узорочья» XVII века: у основания барабанов глав-фигурные кокошники; сами барабаны украшены аркатурно-колончатыми поясами; по самому верху четверика идет поребрик.Со всем этим традиционным убранством архитектуры тактично увязан новый декор-пилястры, оконные наличники, характерные для построек XVIII столетия, в стиле барокко. В отличиче от храма колокольня является типичным примером архитектуры барокко. При возведении Успенской церкви местные зодчие за основу взяли первое каменное сооружение Верхневолжья-Богоявленский собор Ниловой пустыни. Колокольня Успенской церкви по архитектуре близка колокольне Троицкого собора Осташкова и надвратной церкви Петра и Павла в Ниловой пустыни. Интерьер Успенского храма был украшен настенной росписью. В 1851 году четверик расписал ржевский свободный художник Петр Трифонов Зуев. На средства прихожан в 1872 году устроили новый главный иконостас. Позолоту выполнил мещанин из Осташкова Иван Нечкин, иконы-осташковский живописец Петр Демидов Щетинин. В советское время Успенская церковь была закрыта, полностью утрачено убранство интерьера, лишь частично сохранилась настенная роспись. В 1970-е годы фасады Успенской церкви реставрировали, интерьер не восстанавливался.

Пелагеина пустынь

Осташков - Рогожа - Церковь Спаса Преображения (Пелагеина Пустынь)

Осташков — Рогожа — Церковь Спаса Преображения (Пелагеина Пустынь)

  Пелагеина пустынь распологалась на южном побережье озера Селигер, в селе Рогожа. Эта женская обитель была строгая, поскольку пустынь-уединенный монастырь, где наиболее полно соблюдался устав, т. е. иноческое правило. Близ монастыря находились святые источники-сильные ключи, вода в которых как бы «кипела» и была густого бурого цвета из-за железа, содержащегося в ней. Протоирей Феодор Прусавецкий в начале XIX века так описывал эти источники: «Удивительные ключи… из коих столько вытекает воды, что… построена мельница о двух поставах, которая всегда может молоть, ибо вода никогда не убывает. Вода в них чрезвычайно холодная, и никакая рыба ниже в озере не может жить. Надобно быть источнику минеральному, ибо земля около него совсем отменная от всякой земли, похожа на красную охру или мумие… землю и теперь некоторые берут для крашения крыши». Основание Пелагеиной пустыни относится к концу XV столетия. Во время польско-литовского нашествия в еачале XVII века обитель была сильно разорена, в бедственном положении находилась еще очень долго. В жалованной Пелагеиной пустыни грамоте, данной царем Михаилом Федоровичем, говорилось: «И по тем де нашим грамотам воеводы наши землю не отмежевали и игуменья же Ирааида голодной смертью умерла, а инокини ныне скитаются меж дворов и помирают голодной смертью». Во второй половине XVII века все сооружения Пелагеиной пустыни были деревянными: Спасо-Преображенская церковь -по типу клетская, с приделами Введения во храм Пресвятой Богородицы и Рождества святого Иоанна -Предтечи Господа; вторая церковь-во имя святых апосолов Петра и Павла, три кельи, где жили старицы. Инокини существовали лишь за счет милостыни и подаяния; земли монастырь не имел. Подъем Пелагеиной пустыни был связан с именем Феодора Иоакимова Грибоедова, диакона, члена комиссии по составлению Соборного уложения 1649 года, создателя «Истории о царях и великих князьях Земли Русской». По завещанию Ф.И.Грибоедова, его родственник, глава московских стрельцов Юрий Петров Лопухин, постриженик Нило-Столобенской пустыни, в 80-е годы XVII века построил в Пелагеиной пустыни деревянную церковь. Пожертвования и вклад в женскую обитель сделал государь Михаил Федорович. В 1694 году начали возводить вторую деревянную церковь. В 1756 году на ее месте стали строить каменный храм; сначала устроили трапезную, освященную в 1758 году, а после этого и саму церковь. Пелагеина пустынь из-за проводившейся в 1760-е годы монастырской реформы была упразднена. Насельницы пустыни в Рогоже перешли в Знаменский монастырь Осташкова . Спасо-Преображенский храм (1756-1770) был обращен в приходской, в советское время закрыт. В нем некоторое время размещалась машинно-тракторная станция; в 1970-е годы реставрирован; ныне в здании размещается музей природы Верхневолжья.

Осташковский Знаменский девичий монастырь

Осташков - Знаменский монастырь

Осташков — Знаменский монастырь

Знаменский монастырь был создан тремя благочестивыми старицами Екатериной, Параскевой и Мариной, к которым присоединились еще тридцать женщин. Все они были очень бедными, жили только милостыней осташей. Своими замыслами о создании обители старицы поделились с горожанами и получили их поддержку. Патриарх Московский благословил осташковских стариц, после этого они обратились с прошением к царю Алексею Михайловичу о постройке у вод озера Селигер монастыря, на Осташковском поле, на расстоянии версты на север от города, на берегу, называвшемся «Старое струговище». Место называлось «струговище», так как в древности здесь делали лодки-струги. Государь поддержал обращение стариц и направил в Осташков указ об отводе земель под монастырь. Его начали строить в 1674 году, игуменью избрали из стариц Пелагеиной пустыни в Рогоже-Евпраксию. Первоначально монастырь был очень бедный, денег хватало лишь на свечи, ладан и церковное вино. Инокини существовали лишь за счет милостыни и подаяний, а также получали от царя ругу съестными припасами и всем другим, необходимым для службы. С 1720 года Знаменский монасиырь начал получать ругу деньгами. Обитель имела сельхозугодья: острова Ивановский и Перетерье на озере Селигер, пустошь Николаевскую, мельницу на реке Песочне, рыбную ловлю на озере Воложце и на реке Волге, пустошь Петропавловскую и лесные угодья. Все первоначальные строения были деревянными. В 1692 году начали рубить новый деревянный храм, а спустя пятьдесят лет освятили новый каменный собор во имя Вознесения Господня с двумя приделами-во имя Знаменской иконы Божией Матери (северный придел) и Усекновения главы Иоанна Предтечи (южный придел). Собор монастыря чаще называют не Воскресенским, а Знаменским (по названию обители). Облик его на протяжении двух столетий сильно менялся. Первоначально собор был одноглавым, его композиция была характерна для храмов XVIII столетия- «восьмерик на четверике». Глава собора была «обита белой жестью, а под главою около шеи подзорина жестяная, вызолоченная, травчатая и на оной главе крест железный, травчатый, вызолоченный». В1870 году Знаменский собор был перестроен, он стал пятиглавым. В 1868 году во время большого пожара в Осташкове сильно пострадал и Знаменский монастырь. Собор решили еще раз перестроить. Проект в 1886 году выполнил осташковский техник И.И.Демидов. Но он скоропостижно скончался, поэтому его замысел остался неосуществленным. Приехавший из Твери архитектор запретил перестройку собора, ограничились только отделкой фасадов. Каменные работы выполнил талантливый молодой осташковский строитель Ивн Николаевич Суравков. Ныне Знаменский собор сохраняет древнюю часть лишь на восточной стороне: это центральный алтарь, четверик и восьмерик летнего храма; зимний храм и колокольня-поздние. Из архивных источников известно, что в Знаменском соборе был богатый барочный иконостас XVIII века. Внизу панели с резными клеймами и столбы с набором и резьбою-травчатые. Царские врата резные. Иконостас резной, вызолоченный, сверх его Распятие. Устроен иконостас стараниями игуменьи Олимпиады. Этот иконостас не сохранился, вероятно, сгорел во время пожара 1868 года. От мира Знаменский монастырь отделяля высокая ограда. «Она была четырехугольная каменная 283 сажени, построена вместо деревянной ветхой доброхотством петербургского купца Саввы Яковлева в 1760 году. Во оной ограде между стенами трои врата большие да по сторонам их по двои маленькие, единого манеру, о трех затворах деревянных на петлях и крюках железных, из коих двои врата, называемые северные и западные, покрыты на время дранью, а ограда вся и 4 башни по углам крыты тесом новым. А врата восточные, что на берег, покрыты железом листовым и выкрашены краскою червленою на олифе, чтобы не заржавело. На оных вратах глава обита жестью белою, на ней крест железный травчатый, золоченый. Во вратах поставлено три образа в окнах за стенками, все Знамение. На угловой башне с приезду из Осташкова образ Вознесения, да в часовенной башне, что с полуденной стороны-Знамение, а верх тоя часовни башенной крест железный, вызолочен».В 1864 году в северо-западной части стены были построены новая башня и Святые ворота. Монастырская ограда выходит на главную улицу Осташкова , придавая древний колорит городу. Стены ограды, обращенные на улицы, мерно членятся лопатками и украшены широкими барочными вставками, со стороны монастыря имеют аркаду. В Знаменском монастыре была трапезная палата. Богомольцев и паломников принимали в каменной гостиной келье, что распологалась поблизости от западных святых ворот обители. Интерьер гостиной кельи был украшен лепным настенным декором. К югу от Знаменского собора находились две деревянные настоятельские кельи с сенями и крыльцом. Монашеские кельи, в которых жили инокини и послушницы-небольшие деревянные домики с сенями и крыльцом. В монастыре проживало около ста насельниц, они славились своим рукоделием, уникальна их вышивка бисером. В Знаменском монастыре был огород, 4 амбара, двор с сараями. Территория обители имела четкую классическую планировку. Центром монастырского комплекса был Вознесенсккий собор, вокруг которого образовалась просторная площадь, а с восточной стороны-кладбище, где хоронили именитых горожан. На эту соборную площадь были ориентированы прямые улицы, застроенные небольшими домами-кельями, имевшими высокие двускатные кровли, иногда-небольшие мезонины. Знаменский девичий монастырь был строго иноческой обителью, куда постоянно приходили со своими нуждами, проблемами многие жители Верхневолжья. Святая обитель была закрыта сразу после 1917 года. Кельи стали использовать под жилье, здесь образовался «Рабочий городок», позднее открыли швейную фабрику. В Знаменском соборе разместили музей, в котором широко было представлено оружие. После Великой Отечественной войны в Знаменском соборе возобновили богослужение. В 1950-е годы его стены расписали московские живописцы. Тогда же здесь начал службу выпускник Ленинградской духовной академии отец Владимир Шуста, ставший в 1991 году игуменом Нило-Столобенской

Житенный монастырь Осташкова

Осташков - Богородицкий Житный монастырь

Осташков — Богородицкий Житный монастырь

   Мужской Житенный монастырь Осташкова первоначально был расположен на маленьком острове озера Селигер-Житное . В 1853 году на средства владельца кожевенного завода, головы города Ф.К.Савина устроили насыпную дамбу, соединившую материк с этим островом. Свое название, как гласит предание, он получил в древности от житниц (строений для хранения вымолоченного зернового хлеба), которые устраивали на острове поселяне старинного городка Кличен, располагавшегося рядом. На острове Житном стояла деревянная церковь. Устройство монастыря так описывал пртоиерей Феодор Филиппович Прусавецкий: «Начало свое оный монастырь воспринял в 1716 году по следующему случаю. 1715 года октября 25 дня велено было по просьбе осташковских обоих слобод построить часовню на городской стене, где стоял образ Пресвятой Богородицы Одигитрии для для восстановления оного. Но отменив сие, испросили они построить в Кличенской волости близ Старого церковища на Житном острове церковь…, которую и построили в том 1716 году деревянную, холодную брусовую о пяти главах и пяти поясах». Дело в том, что в 1711 году сгорела последняя осташковская деревянная крепость, над ее главными вратами находилась Смоленская икона Богоматери Одигитрии, почитавшаяся чудотворной и являвшеяся покровительницей града Осташкова . Поэтому возникла необходимость устройства часовни или церкви, в которой могла бы находиться эта икона. «В 1718 году по благословлению преосвященного Стефана Митрополита Рязанского и Муромского …., дозволено для зимнего времени к церкви прирубить теплый храм во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, освятить как церковь, так и придел…, в 1719 году освящал священник Харитон Григорьев из храма погоста Полнова Новгородского уезда… С сего-то времени и в оной церкви началось служение монашествующими, которое продолжалось недолго-именно до 1724 года, в оном году в месяце июне последовал из Московской канцелярии Духовной Декастерии указ, коим велено «чтоб малобратственные монастыри и пустыни сводить и упразднить, то и оный Житенный монастырь, как при нем мало жителей, разобрать». Но жители Осташкова обратились к государю с просьбой оставить Житенный монастырь. «В 1737 году июня 3 дня… дан указ о построении вместо деревянной- каменной церкви, которая построена в 1743 году. В 1751 году … при оной церкви построена каменная колокольня, в 1766 году приделана к трапезне хлебня, при строителе игумене Иеромонахе Иларионе. В 1762 году пристроен к оной церкви к трапезе придел во имя Святителя Дмитрия Чудотворца Ростовского и освящен того же года 21 сентября при игумене Тихоне. Кроме сей церкви имеется еще на Святых вратах каменная во имя Богослова и апостола Андрея Первозванного… Построена по данной грамоте от преосвященного Гавриила епископа Тверского и Кашинского 1767 года генваря 29 дня. Строителем был Амвросий Потемкин, который был родственник и крестный отец светлейшего князя Потемкина. Освящена 1768 года сентября 26 дня Ниловским архимандритом Феодосием». С севера к надвратной церкви примыкала келья. Этот храм трехъярусный, по композиции он характерен для церквей, построенных в стиле барокко. В нижнем ярусе находились проезжие ворота, в восьмерике второго яруса располагался собственно храм. Третий ярус-световой восьмерик, увенчанный барабаном и главой.

Богородицкий Житный монастырь (Осташков)

Богородицкий Житный монастырь (Осташков)

В Житенном монастыре были двухэтажный настоятельский корпус, три каменные одноэтажные братские кельи, каретный сарай, амбар, погреб, деревянная баня, сарай, фруктовый сад.

На территории монастыря находилось кладбище, где были похоронены многие известные и почитаемые жители города, в том числе: Александра, игуменья Рогожского монастыря; Мартын Николаевич Войлевич, бывший много лет городским врачом в Осташкове; Яков Константинович Демин, земский врач, артист Осташковского театра; Александр Павлович Арбузов, контр-адмирал.

надгробие с могилы Кондратия Алексеевича Савина

надгробие с могилы Кондратия Алексеевича Савина

Здесь находился родовой склеп Савиных, основателей и владельцев Осташковского кожевенного завода (в настоящее время обнаружено надгробие с могилы Кондратия Алексеевича Савина (1759-1827)).

Обители принадлежали пустоши-Петропавловская, Большое Святое, Зуевка; на речке Зуевке-мукомольная мельница и земли, сдаваемые в аренду, «озеро Каменное и земли в Валдайском и Зубцовском уездах. Житенный монастырь был заштатный, а это означало, что он не получал от казны средств на свое существование. В послереволюционное время Житенный монастырь закрыли, Осташков лишился своей городской святыни-Смоленской иконы Богоматери.

В годы Великой Отечественной войны монастырь входил в линию оборонительных сооружений на подступах к городу, в башнях монастырской ограды были размещены огневые точки.

18 августа 1948 г. в состоянии, требующем капитального ремонта и восстановительных работ здания монастыря были переданы Осташковскому маслосырзаводу.

Однако соответствующие работы заводом произведены не были. Более того, в период нахождения маслозавода на территории бывшего монастыря, многие здания и сооружения были серьезно повреждены, кладбище уничтожено.

Житенный монастырь, будучи мужским до своего закрытия в начале 1920-х годов, в 2002 году по указу архиепископа Тверского и Кашинского Виктора и священного Синода открылся как женская обитель, тем самым вступив в новый этап своего существования.

(по материалам книги Т.В.Барсегян «Земля Истока»)

Осташков,Житный монастырь (фото Прокудина Горского)

Осташков,Житный монастырь (фото Прокудина Горского)

Осташков - Богородицкий Житный монастырь

Осташков — Богородицкий Житный монастырь

Ваш отзыв

Обсуждение закрыто.