Строительство железной дороги в Осташкове

Образованные люди Осташкова видели большую пользу и выгоду от развития водных и сухопутных коммуникаций.

Строительство железной дороги в Осташкове

Строительство моста через Селижаровскую протоку в Осташкове

В 1880 году предводителем дворянства Осташковского уезда С.П.Уткиным, окончившим Санкт-Петербургский университет, была прочитана на заседании уездного земского собрания записка гласного С.А.Шиманского, бывшего ранее предводителем дворянства, воспитывавшегося в Институте корпуса путей сообщения и участвовавшего в сооружении Верхневолжского бейшлота. Предлагалось выйти с ходатайством в комиссию под председательством графа Баранова о соединении Осташкова с Николаевскою (ныне Октябрьская) железною дорогою «каким-либо более удобным сообщением, как, например, паровою железною, железно-конною дорогою или шоссе». После весьма продолжительных прений, в которых принимало участие почти всё собрание, отнёсшееся к предложению г. Шиманского весьма сочувственно, и, имея ввиду громадную пользу для всего края от постройки питательной ветви, было принято постановление: «поручить Управе теперь же собрать все необходимые о количестве грузов сведения и избрать г. Шиманского депутатом от Осташковского земства для ходатайства в комиссии».

Строительство железной дороги в Осташкове

Строительство полотна железной дороги

Однако удачной стала лишь следующая попытка ходатайства о строительстве железной дороги в Осташков, осуществлённая очередным уездным предводителем дворянства А.А.Кушелевым. Андрей Андреевич Кушелев, представитель дворянского рода Кушелевых, чьё фамильное имя Андрей увековечилось в названии города Андреаполь, родился 5 июня 1854 года. Десяти лет от роду он был определён в Пажеский корпус, а через восемь лет пожалован в камер-пажи. В 1872-1884 годах служил в лейб-гвардии Измайловском полку, затем был уволен в отставку в чине капитана с правом ношения мундира. С 1884 года он состоял почётным мировым судьёй по Осташковскому уезду, а в 1891-1896 годах был земским начальником 8-го участка этого же уезда.

Строительство железной дороги в Осташкове

Геодезисты

В октябре 1896 года действительный статский советник А.А.Кушелев стал предводителем дворянства Осташковского уезда, который и доказал необходимиость в строительстве данной дороги.  16 июня 1899 года состоялся молебен по случаю начала производства изысканий по строительству железной дороги от города Осташкова на станцию Двина. Так Бологое-Полоцкая железная дорога (БПЖД, что острые на язык осташи расшифровывали, как «Боже, помоги живому доехать»), пролегла по нашему городу. За содействие в ходатайстве о строительстве железнодорожной линии на город Осташков Андрей Андреевич Кушелев был удостоен городской Думой звания Почётного гражданина города Осташкова.

В 1902 году, 2 апреля, в городе Осташкове происходило всеобщее радостное настроение по случаю приезда инженеров для открытия работ по постройке железнодорожной линии Бологое – Седлец.

строители железной дороги в Осташкове

строители железной дороги в Осташкове

Помещая портреты строителей Осташковского участка стройки Бологое – Седлецкой железной дороги, считаем не лишним сообщить и биографические сведения о каждом из них.

1. Александр Николаевич Рыжов, сын дворянина, родился в С.-Петербурге в 1858 году. В 1880 году окончил курс образования в С.-Петербургском Университете по физико-математическому факультету, а в 1883 году – в Институте инженеров путей сообщения. Кроме технических должностей по Министерству Путей Сообщения, участвовал в постройке Уссурийской железной дороги, был начальником изысканий и постройки Бердянской железной Дороги и железно-дорожных ветвей в Донецком бассейне. 1-го июля 1901 года – начальником изысканий, а с 1-го марта, 1902 года – строителем Бологое – Полоцкой Железной дороги.

строительство железной дороги в Осташкове

Здание вокзала в Осташкове

2. Начальник участка, инженер путей сообщения Олег Александрович Кетлер.

В 1889 году был на Польских железных дорогах. В 1890 году на постройке ветвей Рязанско-Козловской железной дороги. В 1891 году на Харьково-Николаевской железной дороге, где между прочим принимал участие в постройке Николаевского элеватора. С 1892 по 1897 год был в Омскe начальником дистанции на изысканиях и постройке Западно-Сибирской жел. дор. С 1897 по 1900 г. строил в гор. Козельске (между гор. Белевым и Сухиничи) – Данково-Смоленскую жел. дор. В 1900 г. был на изысканиях по Восточному склону Урала и вел линию Ирбит, Туринск, Тавда и в лесах северной части Тобольской губернни. В 1901 г. вел изыскания Бологое-Полоцкой линии в пределах Великолуцкого и Торопецкого уездов до границы с Осташковским уездом и  Осташковского участка постройки Бологое-Полоцкой линии.

3. Заместитель инженера О.А. Кетлера, начальник первой дистанции, инженер путей сообщения и инженер-технолог Михаил Степанович Цвылев.

Был в 1890 и 1891 году на изысканиях в средней России и на Кавказе. Служил с 1892 по 1896 год сперва на изысканиях, после начальником дистанции на постройке на Западно-Сибирской жел. дор. С 1896 по 1898 год служил там же начальником участка на эксплуатации. В 1900 году был заместителем начальника изысканий по Восточному склону Урала и вел линию Ирбит, Алапаевский завод – к Невьянскому заводу. В 1901 году вел линию изысканий Бологое-Седлецкой жел. дор. от Полоцка на запад к городу Лиде.

С 1902 года, — заместителем инженера Кетлера, строитель линии от станции Черный Дор до дер. Замошье, и строитель станции Осташков и моста через озеро Селигер.

строительство железной дороги в Осташкове

водонапорная башня в Осташкове

4. Техник Николай Иванович Спешилов, помощник инженера Цвылева.

Был с 1887 по 1889 год десятником и дорожным мастером на Пермь-Тюменской жел. дор. С 1893 по 1901 г. служил сперва десятником и дорожным мастером, затем старшим дорожным мастером и техником на всех постройках и изысканиях, на которых работал инженер Кетлер – переходя с ним последовательно с одной работы на другую. Часть 1902 года прослужил земским техником в гор. Торопце, после чего перешел помощником инженера Цвылева.
5. Инженер путей сообщения Павел Николаевич Шереметев начальник второй дистанции, строитель станции Коча и линии железной дороги от дер. Замошья до дер. Занепречье.
Был с 1896 по 1903 год последовательно – на постройке Западно-Сибирской жел. дор., на гидротехнических изысканиях инженера Жилинского, на постройке Бердянской жел. дор., на эксплуатации Екатерининской жел. дор., на изысканиях железно-дорожных линий в Донецком бассейне и на постройке второй Екатерининской жел. дор.
6. Инженер путей сообщения Александр Федорович Эндимонов. Начальник третьей дистанции, строитель станции Пено, моста через реку  Волгу и линии железной дороги от дер. Занепречье до дер. Соблаго.
В 1895 и 1896 гг. был на постройке Вологдо-Архангельской жел. дор. В 1897 г. на изысканиях Самарканд-Ташкенской жел. дор. С 1898 по 1902 г. работал на постройке Петербург-Витебской стройке Петербург-Витебской линии железной дороги – на линии и в управлении, в техническом отделе. На настоящей должности служит с 1902 года.

строительство железной дороги в Осташкове

один из последних

7. Техник путей сообщения Иосиф Константинович Вильчинский, помощник инженера Эндимонова.

В 1888 году служил на постройке Новоселицких ветвей. С 1893 по 1897 год служил на постройке Средне-Сибирской жел. дор. С 1897 по 1901 г. был начальником дистанции в Обществе Московско-Казанской жел. дор. С 1901 по 1902 год был на Московско-Кыштынских изысканиях, после чего перешел на Бологое-Полоцкую постройку.
8. Инженер путей сообщения Никита Михайлович Сатин. Начальник четвертой дистанции, строитель станции Охват и линии железной дороги от дер. Соблаго до границы с Псковской губернией.

В1898 и 1899 гг. был на постройке Пермь-Котласской; жел. дор. В 1900 г. был на эксплуатации Уральско-Горнозаводской жел. дор. С 1902 года назначен на окончательные изыскания и постройку Бологое-Полоцкой жел. дор.
9. Кончивший курс в Московском Инженерном училище Николай Николаевич Федоров – помощник инженера Сатина.

В 1901 году был на изысканиях Круго-Московской I жел. дор. С 1902 г. назначен на занимаемую должностью
10. Инженер путей сообщения Алексей Владимирович Диков. Заведующий техническим отделом в конторе инженера Кетлера.

Был в 1900 и 1901 годах на Кавказских дорогах. На постройке служит с 1902 года.

и 11. Заведующий счетоводством и делопроизводством в конторe инженера Кетлера – Павел Александрович Балуев.

С 1883 по 1898 год прошел последовательно на Московско-Курской и Курско-Харьково-Азовской (позднее Ceвостопольской) дорогах ряд должностей по службе движения, телеграфа, коммерческой службе и счетоводству. С 1898 по 1902 г. был сперва счетоводом, затем старшим счетоводом на постройке Керченской ветви. На постройку Бологое-Полоцкой линии поступил в 1902 году.

Осташков. Молебен по случаю закладки вокзала

Молебен по случаю закладки вокзала

В 1903 году 11 мая, был совершен молебен на месте будущей станции: «Осташков» по случаю закладки вокзала.

(по материалам А.В.Васильева)

Ваш отзыв

Обсуждение закрыто.