Из истории музыкальной культуры Селигерского края

П.В.Киреевский

П.В.Киреевский

Видное место в истории Селигерского края принадлежит музыке. С давних пор, когда в России еще не было профессиональной музыкальной школы, в городе и поместьях преобладало бытовое «домашнее» музицирование, а в народе — русская народная песня, музыкальный фольклор. Осташи издавна были большими любителями не только церковного пения, но и светской музыки. В описании посещения Осташкова новгородским губернатором Я. Е. Сиверсом в 1772 году упоминается, что «при столах была вокальная музыка». В 1781 году в городе был стройный хор певчих.

О музыкальной культуре Осташкова известный русский ученый, академик Н. Я. Озерецковский в своей книге «Путешествие на озеро Селигер», изданной в 1817 году, писал, что в селе Ельцы Осташковского уезда, принадлежавшем помещикам Толстым, «был прежде сего театр, музыка духовая и роговая, певчие». Крепостные музыканты пользовались большой популярностью, их вызывали для исполнения в город. Например, в домашнем театре С. К. Савина-старшего в 1830— 1835 годах «…музыка была известных тогда хороших оркестров гг. Толстых и Кушелевых».

Как отмечал большой знаток и собиратель народных песен П. В. Киреевский, в условиях крепостного права «единственным достижением крестьянина, куда спрятались все его нравственно-человеские думы и стремления, памятью о другой, более счастливой поре была его проникнутая грустным оттенком песня. Летом 1832 года Петр Васильевич посетил Осташков и,  по словам его матери «собирал в Осташкове нищих и стариков и платил им деньги за выслушивание их не райских песен». Через два года он снова приезжал сюда и записал 29 свадебных песен в селе Острица, 27 песен в самом Осташкове, 6 песен и свадебный обряд в погосте Рогоза (Рогожа).

Об этой поездке Киреевский так писал поэту Н. М. Языкову: «Рассматривая карту России, думал я, что всего лучше выбрать для этого какой- нибудь маленький городок в стороне, богатый событиями историческими и вдалеке от всякой большой дороги, а потому и от моды, и, основавши в этом городке свою главную квартиру, делать вылазки по окрестностям. Для этого, сообразуясь только с одною ландкартою, выбрал Осташков. Но, уже приехавши в Осташков, я узнал, что он не таков, каким я себе воображал его.

Я воображал, что найду глушь, а вместо того нашел едва ли не самый образованный уездный городок в России, в котором всякий кузнец и всякая пряничница читает «Тысячу и одну ночь» и уже стыдится бородатых песен, а поет: «Кто мог любить так страстно…» и даже «Мчится тройка удалая…». Я надеялся еще на окрестности и прожил там с лишком два месяца, разъезжая по деревенским ярмаркам».

Пребывание Киреевского в Осташкове и его подозрительная для официальных властей деятельность по собиранию народных песен вызвали переполох и секретную переписку между тверским губернатором графом А. П. Толстым и осташковским городничим Никольским, который, в частности, доносил, что «оный Киреевский точно издерживает полуимпериалы разменивая таковые на мелочь, которую раздает частию бедным, и большей частию таким из женского пола, которые знают много русских народных песен, которые ему диктуют, и он списывает оные, скопляет якобы для какого- то сочинения русского песенника; впротчем ничего предосудительного соблазнительного, а паче порочного никем не замечено».

Одной из любимых горожанами была песня « Славься, город наш Осташков!».которую иногда неточно называют гимном города. Текстовой основой песни было стихотворение известного русского писателя И.И. Лажечникова, прославляющее Осташковскую общественную пожарную команду. Автором музыки этой песни, как удалось установить по сохранившимся театральным афишам, был регент хора Преображенской церкви И.А.Хлебников.

Развитие музыкального искусства в Осташкове было связано с возникновением новых очагов культуры. В 1849 году при общественном театре был создан оркестр, состоявший из 15- 20 музыкантов. Руководил оркестром сначала П.П.Северов, а затем А.Ф.Елецкий, получивший музыкальное образование в Петербурге. Известными в городе музыкантами были Н.Н. и В.Н.Воскресенские, Н. А. Запутряев, И. Н. Корнышов, В.Д.Кошелев, Я. П. Кофоль, И. В. Никонов, А.Н. Митин, С. В. Ромагин, А.И. и П.А. Сорокины, П.Д. Самсыгин, И.В.Тихомиров, И.С. Толстяков, Д.М. Трубицын, Ф.Н. Шишкин, игравшие на скрипке, виолончели, контрабасе, флейте, кларнете, тромбоне, валторне и других инструментах.

Скрипка Нечкина

Скрипка Нечкина

Старейшим участником оркестра был И. П, Нечкин, игравший первую и вторую скрипку. Скрипка работы швейцарского мастера XVIII века, на которой играл Иван Павлович, была передана на хранение в Осташковский краеведческий музей его внучкой, академиком М. В. Нечкиной. В приветственном адресе по случаю 40-летия оркестра отмечалось: «…Не говоря уже о таких укромных уголках, как наш Осташков, а даже немногие и большие города матушки России могут похвастаться подобным местным оркестром».

Например, 19 июня 1861 года оркестром осташковских музыкантов и тремя хорами певчих, как свидетельствовал составитель очерка «Театр в городе Осташкове Тверской губернии» И. Ф.Токмаков, был дан в Воскресенском саду концерт по следующей программе: 1) увертюра^ из оперы «Норма»; 2) хор из оперы «Пуритане»: 3) хор из оперы «Невеста- лунатик»; 4) молитва из оперы «Фауст»; 5) увертюра из оперы «Вильгельм Тель»; 6) хор из оперы «Фенел- ла»; 7) хор из оперы «Жизнь за царя» (так в то время называлась опера М. И. Глинки «Иван Сусанин»); 8) песня «Вдоль по улице метелица метет» и 9) песня осташковских пожарных «Славься, город наш Осташков!»

Вероятно, один из таких концертов слышал посланный в том же году редакцией журнала «Современник» в столь нашумевший своими нововведениями город писатель-демократ В. А Слепцов, любитель театра и музыки, который не без иронии писал в своих «Письмах об Осташкове»:

«А между тем в то время, как вы смотрели на озеро и наслаждались природой, слух ваш поражается звуками отдаленной музыки.

Что это? Ученье?- спрашиваете глубокомысленно вы, сообразив, что если уж и есть музыка в Осташкове, то не иначе, как  военная.

— Нет, ученья у нас никакого нет,- снисходительно замечает вам ямщик, — а музыка у нас своя играет в саду…

А музыка слышится все громче и громче.Вы уже ясно слышите, что это не какой-нибудь паршивый квартетишко из отставных дворовых музыкантов, вы уже можете догадаться, что это целый оркестр,..

— Да откуда же у вас музыканты?- спрашиваете вы наконец у ямщика.

—  У нас свои музыканты: граждане играют на музыке,

В это время вдруг грянул хор; человек 50 великолепнейших голосов начали разом какой-то торжественный гимн.

«Славься, славься, наш Осташков!..»-долетает до вас: и вы слышите, как несколько страшных басов забирают верха.

— А вот певчие,- ведь это кузнецы поют, — доколачивает вас ямщик…»

В 1888 году в городе было организовано Осташковское общество любителей сценического искусства, в уставе которого было записано: «Общество имеет целью: а) содействовать проявлению талантов сценического искусства в г. Осташкове, а равно способствовать распространению и развитию музыкального образования и пения в среде местного общества; б) доставлять своим членам возможность собираться для исполнения произведений драматического и музыкального искусств, литературных и научных чтений»

Создание общества любителей сценического искусства имело большое значение для развития музыкальной культуры Селигерского края. В конце XIX- начале XX века в городе и уезде выступали, судя по хранящимся в краеведческом музее афишам, оркестры под управлением Э. И. Леонгардта и С. В. Морозова, великорусские оркестры (оркестры русских народных инструментов М. Е. Нифонтова, Н. К. Королева, В. П. Терехова, Б. Ф. Семенова, оркестр учеников Осташковского реального училища под управлением Н. А. Запугряева, любительский железнодорожный оркестр П. И. Киселева, оркестры духовой музыки С.О.Малышева и В. А.Горюнова, устраивались концерты А.П. Зеленской.

Одаренным музыкантом был скрипач И. И. Тихонов, изучивший самостоятельно нотную грамоту. Получив музыкальное образование в Петербурге, он вернулся в родной город, где руководил оркестром, в репертуар которого были включены в основном произведения классической музыки.

«В СТАРИНУ живали деды веселей своих внучат»,-так пелось в популярной в прошлом веке опере А. Н Верстовского «Аскольдова могила», звучавшей и на осташковской сцене. Думается, что фестиваль русской камерной музыки «Музыкальное пето Селигера», который проводится  в здании Воскресенской церкви, в саду которой с давних пор устраивались концерты, запечатлившиеся а истории, стал еще одной прекрасной традицией культурной жизни Селигерского края.
(По материалам А.В.Васильева)

Ваш отзыв

Обсуждение закрыто.