Болотов В.В.

Осташков - Болотов В. В.

Болотов В. В.

Василий Васильевич был сыном дьячка Осташковского Троицкого собора Василия Тимофеевича Болотова, который на 45-м году своей жизни, уже будучи вдовцом, снова женился на дочери священника, уроженке села Кравотынь Осташковского уезда М.И.Вишняковой. Мария Ивановна жила с мужем всего несколько месяцев – в ноябре 1853 года он утонул в озере Селигер. После его смерти она вернулась к матери в Кравотынь и здесь через полтора месяца, 31 декабря 1853 года, родился сын, которого в крещении назвали Василием.

Грамоте Василий учился сначала у матери, а потом в сельской школе. Обыкновенным его занятием стало чтение книг, какие только можно было достать дома у матери, у священника, в школе. В 1863 году девятилетним мальчиком Василий Болотов поступил в низший класс Осташковского духовного училища. Он учился по всем предметам отлично, удивляя наставников необыкновенной памятью, знанием священного писания и творений отцов церкви. Серьёзность мальчика обратила на себя внимание многих его учителей, в том числе известного впоследствии археолога В.П.Успенского, который в разговоре со своими учениками однажды сказал: «Я знаю только одного искренно любящего ученье и преданного ему – это Василий Болотов».

Весь шестилетний курс в училище он проживал в одной сырой, тесной, убогой комнате в доме вдовы соборного дьячка близ Синицыной площади. Рядом с квартирой В.Болотова в наёмном доме помещалась еврейская молельня. Здесь будущий профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии в первый раз познакомился с еврейским книжным языком и выучился на нём читать.

Пятнадцати лет Василий окончил учение в Осташковском духовном училище и получил свидетельство, в котором значилось, что он, Болотов, «поступив в училище в 1863 году, обучался в оном, при способностях отлично хороших, прилежании отлично ревностном и поведении отлично хорошем» всем предметам, проходимым в училище, «отлично хорошо», кроме церковного пения, по которому обучался «весьма хорошо». С этим свидетельством в сентябре 1869 года он поступил в Тверскую духовную семинарию и, как сирота, был принят на казённое содержание в тогдашнюю не совсем чистую и опрятную бурсу – семинарское общежитие.

В семинарии Болотов уже свободно читал латинские и греческие книги. Немецкий язык – первый из новых, который он основательно здесь изучил. Самостоятельно выучил французский язык и получил отметку в аттестате. В один из последних годов обучения он начал изучение и английского языка. В семинарии Василий Болотов приступил к изучению некоторых восточных языков. В знании же еврейского он так продвинулся вперёд, что пользовался им уже на 4-м году обучения в Тверской семинарии.

Решение поступить в Санкт-Петербургскую Духовную Академию по окончании семинарии было принято им вопреки советам некоторых товарищей поступать в какой-либо из университетов. Вообще, в Академии, как и в семинарии, жизнь В.В.Болотова всецело была посвящена лишь одной науке. Из Академии он почти не выходил. Вне её стен его можно было встретить только спешащим в Императорскую публичную библиотеку.

Спустя всего несколько месяцев по окончании курса Духовной Академии, 28 октября 1879 года состоялась публичная защита В.В.Болотовым его магистерской диссертации «Учение Оригена о Святой Троице», которая стала, по словам профессора П.Н.Жуковича, «истинным праздником избранника науки, не имевшим уже себе подобных в последующей академической жизни». 12 декабря того же года Василий Васильевич вступил в отправление обязанностей профессора Академии.

Как писал в «Церковном вестнике» его коллега по Академии профессор П.Н.Жукович, «его работы по истории древнехристианских коптской, эфиопской и сирийской церквей возбуждали живой и глубокий интерес среди специалистов всех стран». Имя В.Болотова стало известно во всех центрах европейской церковно-исторической науки, хотя он, можно сказать, принимал меры против роста своей учёной славы. Б.Мелиоранский, автор статьи «Церковная история» в Энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, отмечает, что «проф. В.В.Болотов, один из первых знатоков церковной истории не только в России, но и в Европе («учение Оригена о Святой Троице» и множество важных журнальных статей)».

Лекции по Истории  - Болотов В В

Лекции по Истории Древней Церкви — Болотов В В

Деятельность Василия Васильевича не ограничивалась одной академической работой, одним кабинетным специально учёным трудом. К его эрудиции, к его научно-исторической чуткости прибегали и его талантом пользовались и наша высшая церковная власть и отчасти светское правительство. Указом Святейшего Синода от 15 декабря 1892 года В.В.Болотов был назначен делопроизводителем в комиссию для предварительного выяснения условий и требований, какие могли бы быть положены в основу переговоров о соединении старокатоликов с православною русскою церковью.

Затем Василий Васильевич был призван высшей церковною властью принять самое близкое участие в состоявшемся 25 марта 1898 года присоединении к православной церкви сирохалдейских несториан. Нужно было выяснить, на каких условиях и каким церковным чином должно совершиться каноническое воссоединение их с православною церковию, а также перевести на язык присоединяемых необходимые вероисповедные формулы. В последний год своей жизни В.В.Болотов был назначен Святейшим Синодом делегатом от духовного ведомства в особую, образованную при астрономическом обществе, комиссию по вопросу о согласовании нашего старого стиля с новым, принятым в Западной Европе.

Один из участников этой комиссии так описывал своё впечатление от выступления Василия Васильевича на одном из её заседаний: «Я уже не спускал глаз с жёлтого лица профессора, которое совершенно преобразилось научным вдохновением. Блестящая лекция – импровизация продолжалась с неослабным интересом. Точно огромный известный словарь Ларусса раскрылся и заговорил человеческим голосом. Слушатели были ошеломлены. Едва верилось, что человеческая память в состоянии сохранить такую массу учёности и выложить её при первом требовании с кристаллическою ясностью».

Увлекался В.В.Болотов и астрономическими открытиями. Прекрасно знал он жизнь европейских народов и часто многое рассказывал из неё. В совершенстве изучил отечественную историю и археологию, вёл переписку по вопросам местной археологии со своим наставником по Осташковскому духовному училищу, членом Тверской учёной архивной комиссии В.П.Успенским. Вероятно, не без влияния Владимира Петровича Василием Васильевичем была написана статья о его «малой родине», «Заметки о селе Кравотыни», опубликованная уже после смерти автора.

Будучи учеником Тверской семинарии и студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии, В.В.Болотов, по неимению средств, не часто ездил на каникулы. Когда же стал профессором Академии, то приезжал в Кравотынь почти каждое лето. Здесь он вместе с матерью Марией Ивановной бывал на каждом богослужении в своём сельском храме – Введенской церкви. Ежегодно он участвовал в процессии крестного хода, совершавшегося 12 июля (по старому стилю – А.В.) из Введенской церкви в часовню Троеручицы, находившуюся на полпути в Нилову пустынь.

Перед отъездом на службу в Академию Василий Васильевич ходил с Марией Ивановной для поклонения мощам преподобного Нила Столобенского в Нилову пустынь. Несмотря на продолжительность богослужения, он выстаивал всю литургию и выслушивал молебен преподобному Нилу, после чего заходил к настоятелю монастыря архимандриту Арсению для получения благословления и для беседы.

Могила Болотова на Никольском кладбище Александро- Невской лавры

Могила Болотова на Никольском кладбище Александро- Невской лавры

Смерть матери, похороненной рядом с Введенской церковью, ускорила течение его собственной болезни. Пережив Марию Ивановну меньше чем на год, Василий Васильевич Болотов скончался после тяжёлой болезни на 47 году жизни 5 апреля 1900 года (по старому стилю) в Санкт-Петербурге. Своё соболезнование по поводу этой тяжёлой утраты выразил Санкт-Петербургской Духовной Академии император Николай II, которому были известны научные труды выдающегося церковного историка и учёного.

И в наше время работы замечательного уроженца Селигерского края не утратили своей значимости. В 1994 году издательством Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря были переизданы его «Лекции по истории древней церкви». В том же году в петербургском издательстве «Борей» вышел сборник документов по истории Русской православной Церкви «Сосуд избранный», содержащий материалы о нём.

Ваш отзыв

Обсуждение закрыто.